Общемировые тенденции в области экологического развития могут нанести серьёзный удар по отечественной рыбной промышленности. Российский флот на 80% состоит из старых судов, оборудованных древнейшими дизельными двигателями, не соответствующими современным экологическим стандартам.
В разных странах мира вводятся всё новые экологические нормативы на суще и на море. Мировое сообщество пытается следить и за состоянием океана, которому оно причиняет существенный ущерб. На эту проблему обратили внимание эксперты аналитического издания «ГдеРыба?».
С 1 октября 2016 года вступили в силу новые поправки к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года (MARPOL 73/78). Это одна из наиболее важных международных морских конвенций по окружающей среде. К ней присоединилась и Россия в 1983 году.
Указанными поправками установлены образцы оборудования для удаления остатков нефтепродуктов, технические характеристики для судов и ограничения на вредные выбросы. Они и могут стать преградой для доступа российского флота в ряд конвенционных районов, где традиционно ведется промысел. В первую очередь это Северная Атлантика.
Вылов российским флотом в исключительных экономических зонах иностранных государств превышает 400 тысяч тонн, а в конвенционных зонах – почти 300 тысяч. Никому не хочется терять такие доходы, но и не поддержать экологические инициативы в Год экологии нельзя. Впрочем, в любом случае: если суда будут проверять – при несоответствии станут разворачивать.
Тут и встает вопрос обновления если не всего флота сразу, то хотя бы той его части, которая ходит в международные воды. Да и свою акваторию засорять тоже не хотелось бы.
В ситуации с промысловыми судами будет так, как и с автомобилями. Автолюбители повально пока не пересаживаются на «Теслу», но и на старом дизеле далеко не уедут. Разве что до первого экологического поста. И если раньше правительственные чиновники и рыбопромышленники говорили об обновлении флота лишь с точки зрения экономической эффективности, то сейчас нужно рассматривать вопрос и с позиции экологической безопасности. А о ней часто забывают в погоне за финансовой выгодой.
Рыбаки ждут от правительства РФ принятия пакета нормативных документов, дополняющих принятый ранее закон о рыболовстве. Особенно - в части грядущего распределения доле-квот на вылов биоресурсов. Без этой информации обновлять флот не торопятся.
На днях Архангельский траловый флот заявил о размещении заказа на серию из 6 рыболовных траулеров. Строить собирается на Выборгском судостроительном заводе. Но окончательное решение примет, когда будет понятен механизм распределения «квот под киль».