Сегодня в эфире программы «Визави на шпильках» было очень горячо. Баталии проходили не только между мной и моей соведущей психологом Мариной Табейкиной, во мнениях не сошлись и наши радиослушатели. Провокационная тема, которая вызвала такой отклик, называлась «Эзотерика - это новая модная профессия». В этом вопросе я больше склоняюсь к скептическому отношению к экстрасенсорным возможностям, а мой оппонент, ссылаясь на свой жизненный опыт и истории других людей, утверждала, что такие люди есть. Тема щекотливая и опасная. И нет, я вовсе не боюсь страшного проклятия от задетой потомственной ведьмы или еще какого-либо «наказания» от обиженных экстрасенсов. Просто когда человеку говорят о том, что того, во что он свято верит десятками лет - не существует, то первая же реакция - это отрицание вкупе с агрессией. Сама через это проходила. После передачи я задумалась, а много ли людей верят в магию и потусторонние силы? И почему они слепо вручают шарлатанам свои деньги и жизни?
Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, более трети жителей наши страны верят в паранормальные явления, ведьм и порчу. Почти четверть из оставшихся выразила свою неуверенность в том, что все вышеперечисленное -предрассудки. А если рассматривать гендерную составляющую, то добрая половина представительниц прекрасного пола заявила, что убеждена в существовании сверхъестественного. Но почему одни верят, а другие - нет? Таким вопросом задались и американские ученые из Чикагского университета. Сперва организаторы эксперимента провели опрос среди двух тысяч респондентов, по результатам которого отобрали пятьдесят человек – как самых убежденных скептиков, так и верящих в сверхвозможности. С этими людьми работали опытные психологи, которые на протяжении определенного времени внушали испытуемым ложные воспоминания о детстве. Выяснилось, что все они одинаково поддавались внушению, а также у них были схожие показатели по памяти. Затем «избранным» дали еще один тест, в котором содержались вопросы на логику и аналитическое мышление. Тут с заданиями лучше справились скептики. Ученые резюмировали - главное различие между испытуемыми заключалось в том, что не верящие в экстрасенсорику обладают лучшей способностью анализировать мир.
В Советском союзе экстрасенсы пользовались огромной популярностью. Даже я помню, как меня, еще совсем маленькую, бабушка водила на эти странные сеансы, где заговаривали воду и в режиме реального времени изгоняли бесов из людей. Почему тогда россияне верили в колдунов и магов, я понять могу – низкий уровень образования людей, многие из которых выросли в деревнях и прошли войну, так и не доучившись. Плюс никто не отменял эффект толпы. Сколько денег заполучили шарлатаны в то время мне страшно представить. Потом наступило некое затишье, но не надолго. В нулевых появилась небезызвестная программа «Битва экстрасенсов», которая завладела умами и вниманием миллионов жителей нашей страны. И даже сейчас при наличии множества роликов с разоблачениями шоу, зрителей у подобных передач меньше не стало. Мне однажды довелось лично пообщаться с одним из участников «Битвы». Его имени я раскрывать не буду, но он рассказал мне много интересных фактов о закулисье ТВ-шоу. Чтобы туда попасть достаточно обладать харизмой и мало-мальски уметь изображать из себя целителя-телепата-медиума-колдуна и т.п. Любимчикам организаторы дают подсказки, из каких-то участников делают шутов. Но факт остается фактом – все, что видят доверчивые телезрители, всего лишь фарс. Взять хотя бы участника недавней «Битвы» Сергея Пахомова, который известен в интернете как эпатажный и скандальный персонаж. Он сам признался в том, что пошел на «Битву», потому, что у нее максимальные рейтинги. Подобные проекты также создают у людей ложное представление о том, что есть шарлатаны, которых высмеивают скептики-Сафроновы, а есть действительно сильные экстрасенсы, спасающие людей и разговаривающие с мертвыми. Что занимательно, если на подобные шоу колдуны идут очень охотно, то на научный эксперимент в рамках премии Гарри Гудини (1 миллион рублей) их не зазвать. В 2015 году в нем приняли участие лишь двое - Бахыт Жуматова, финалистка седьмой «Битвы экстрасенсов», и Николай Загоруйко, утверждающий, что обладает способностью чувствовать металлические предметы. О сверхвозможностях участников судили научные журналисты, ученые и члены комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований. Задание было крайне легким по сравнению с теми, которые, якобы, выполняют маги в популярных телепроектах. Жуматова, (консультация у которой стоит более 20 тысяч рублей ) с двух попыток так и не смогла отгадать в каком из десяти конвертов находится пятитысячная купюра. Экстрасенс-металлист также не сумел сконцентрироваться, и узнать в каком из ящиков хранятся сплющенные банки из-под газировки. Неоднократно подвергал критике русских волшебников скептик Михаил Лидин у которого есть свой ю-тюб канал, на котором можно посмотреть все разоблачения.
С тем, что шарлатаны в мире эзотерики существуют, Марина Табейкина со мной спорить не стала, однако у нее на этот счет была своя точка зрения: Настоящие целители и люди со сверхвозможностями саморекламой не занимаются – им это ни к чему. Живут они бедно, денег с клиентов не берут, и узнать о них можно только благодаря «сарафанному радио». И что магической атрибутики типа шаров, карт и черепов у них нет, только иконы.
Тут возникает вполне логичный вопрос – церковь порицает всевозможных магов и колдунов (помнится, даже ведьм на кострах сжигала), почему тогда те часто ссылаются на «дар Божий» и используют в своих ритуалах молитвы. Мне кажется, что ответ тут прост – так проще манипулировать своими клиентами. Кого-то привлекает образ загадочных темных колдунов, кого-то старушки-одуванчика, есть спрос – есть предложение.
По-любому найдется тот, кто скажет, что лично ему (а чаще какому-то знакомому) помог экстрасенс - и болезнь прошла, и любимый вернулся, и проблем в жизни стало меньше. Однако разрешение некоторых неприятностей после визита вовсе не означает, что помогли именно потусторонние силы. Это может быть простое совпадение. Эффект плацебо также никто не отменял, а внушением так называемые экстрасенсы занимаются на высшем уровне. Большая часть из них читает о клиентах по физиогномике, манере разговора, внешнему виду. К тому же мы чаще слышим о чудодейственном излечении, а о неудачах говорят реже. Это явление именуется как систематическая ошибка выжившего. Безусловно, ошибаются все, и даже профессиональные медики. Однако они за свои просчеты отвечают, а колдуны? Тут ответственность лежит на самом пришедшем за помощью, хотя у него создается ложное представление о том, что все его проблемы решатся простым раскладом карт.
Да, среди моих знакомых очень многие верят в экстрасенсов, часть из них даже занимается эзотерикой и пытается вовлечь в это меня. Более того, у нас в городе существует несколько эзотерических центров, где за умеренную плату можно узнать о своем будущем и даже обучиться сверхнавыкам. Кому и на что тратить деньги – дело каждого. Однако когда под рукой есть такая палочка-выручалочка, к которой люди обращаются для урегулирования проблем, они, помимо всего прочего, теряют навык самостоятельно эти неприятности разрешать.
Безусловно, в моей жизни имели место быть явления, природу которых я так и не смогла себе объяснить. Проконсультировалась у эзотериков, и их ответ был прост – «оно» существует, а я сопротивляюсь и не пускаю «его» в свой разум и в свою жизнь. Уверена, что у ученых на этот счет совсем другие соображения. И я могу понять людей, которые верят в паранормальное. Так проще жить, когда веришь, что после этой жизни тебя ждут сотни других, когда невзаимную любовь можно разрешить приворотом, а умерший родственник всегда подбодрит добрым словом во время спиритического сеанса. Вера человеку нужна, это факт. Вот только вера во что? Каждый решает сам.