В Германии сняли гриф "секретно" с документов нацистской разведки о мурманской железной дороге. Теперь понятно, почему Гитлер на ее уничтожение не жалел человеческих и материальных ресурсов.
Председатель Фонда поддержки сотрудников и пенсионеров ФСБ Мурманской области "Щит", генерал-майор ФСБ в отставке Геннадий Гурылев рассказал ТАСС, что первые данные разведка стала собирать еще до того, как Германия и СССР вступили в войну.
Уничтожив ж/д ветку, немцы хотели отрезать Кольский полуостров от центра страны и не дать советской армии получить выход в Атлантику и Северный Ледовитый океан.
Германские аналитики предполагали наличие у СССР планов посредством единого удара по Северной Финляндии и Швеции после норвежского побережья получить выход к Атлантическому океан. Возможность такой операции зависит от пропускной способности транспортных путей для сбора подразделений вооруженных сил и в качестве линии снабжения.
Кроме того, при выводе мурманской железной дороги из строя, из Мурманской области перестали бы поступать полезные ископаемые, особенно необходимые в военное время для производства оружия.
За годы войны немецкие самолеты 97 раз устраивали налеты на мурманский железнодорожный узел. Было сброшено 757 фугасных и 42 тысячи зажигательных бомб. За войну здесь были повреждены 216 паровозов и электровозов и 1300 вагонов.
Уничтожить ветку так и не удалось. Огромную роль в этом сыграл подвиг работников железной дороги, которые работали сутками напролет, восстанавливая поврежденные участки в рекордно короткие сроки.