Сергей Агарков: "Будущее университета мы видим в сохранении статуса" [ВИДЕО] - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
Апрель 2017
ПНВТСРЧТПТСБВС
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сегодня в эфире
08:00
Утро с Романом Мурачевым
09:30
Точка Зрения
10:00
Утро с Романом Мурачевым
12:00
Дневной FM
17:30
Три в квадрате
21:00
Вечерний концерт «Исполнение желаний»
23:00
Музыкальный эфир
Точка зрения
12.11, 09:45
Всемирный день борьбы с полиомиелитом. Точка зрения.
Опрос
Как Вы слушаете Большое Радио?
В машине
Через плеер на сайте
Не слушаю, смотрю видеотрансляцию
Другое

Для участия в опросе вам необходимо войти или зарегистрироваться

Сергей Агарков: "Будущее университета мы видим в сохранении статуса" [ВИДЕО]

18.04.2017, 15:38

 

Курсанты МГТУ обратились с открытым письмом к ректору. Их волнует, как отразится на их судьбе грядущее присоединение к Арктическому университету. Получат ли дипломы выпускники этого года? Состоится ли новый набор? Как теперь будет решаться вопрос с возрождением военной кафедры? Вопросов к руководству «вышки» много. В эфире «Большого радио» на них ответил ректор МГТУ Сергей Агарков.  Ведущая выпуска Татьяна Брицкая.

Татьяна Брицкая: Доброе утро, уважаемые радиослушатели. В эфире «Точка зрения» и гость у нас сегодня долгожданный, очень мы рады сегодня его видеть, Сергей Анатольевич Агарков – ректор МГТУ, который сейчас в центре внимания и в топе всех лент новостей. Потому что, то ли тучи сгущаются над университетом, то ли наоборот какое-то светлое будущее ему прочат. Вот сегодня мы об этом и поговорим.

Здравствуйте, Сергей Анатольевич.

Сергей Агарков: Здравствуйте, уважаемая аудитория. Думаю, что сегодня мы проясним все по очень многим вопросам. Назревшее, все, что касается университета, возможных объединений, все, что с этим связано.

Татьяна Брицкая: Давайте начнем с открытого письма, открытого обращения, которое Вам отправили курсанты. Готовы ли какие-то ответы на их в общем-то простые вопросы?

Сергей Агарков: Чтобы правильно себя позиционировать в рамках сегодняшней передачи, я начну с того, что мне очень нравится название Вашей программы – «Точка зрения», поэтому я хочу сразу обратить внимание на то, что я буду высказывать свою точку зрения.

Сейчас тот случай, когда можно применить идиому: «Все смешалось в семье Облонских», и, собственно говоря, наверно, нужно высказаться мне как ректору.

Я бы хотел начать с того, что да, сегодня есть соответствующее распоряжение правительства РФ. И еще раз озвучу свою позицию и позицию нашего руководителя – Росрыболовства. Мы распоряжения правительства РФ не обсуждаем, мы их исполняем. Здесь есть очень важный момент. Когда шла дискуссия в рамках разных подходов к возможному присоединению, объединению, то как раз возникли на стадии обсуждения две точки зрения. Первая точка зрения – отраслевой подход. Вторая точка зрения – подход, который предложило Министерство образования РФ в рамках концепции развития системы профессионального образования, которое включало в том числе создание опорных вузов.

На сегодняшний день, то распоряжение, которое мы сегодня обсуждаем, является победой той концепции, которую предложил Минобр.

Вопрос поручения, которое в свое время прозвучало Правительству РФ, оно прозвучало со стороны главы государства – рассмотреть и проработать вопрос гарантий обеспечения подготовки кадров для рыбохозяйственного комплекса.

Татьяна Брицкая: То есть морских специальностей?

Сергей Агарков: Безусловно. Рыбохозяйственный комплекс включает и морские специальности, и смежные специальности. Это безусловно многофункциональный комплекс, который включает достаточно широкий перечень специальностей инженерно-технического профиля. Я сейчас не говорю про экономистов, управленцев и о том, что связано с этим блоком.

Татьяна Брицкая: Говорим о море сейчас?

Сергей Агарков: Да, мы говорим о море, береговой инфраструктуре и инженерно-технических специальностях.

В этом подходе дискуссия возникла вследствие того, что концепция, которую предлагало Министерство образования, она поддержана Правительством МО,  рассматривала развитие рыбохозяйственного комплекса в рамках рыбохозяйственного комплекса МО.

Позиция Росрыболовства рассматривала развитие не в рамках одного региона, а в рамках Северного рыбохозяйственного бассейна. Поэтому мы определяли горизонт развития и с точки зрения интересов развития рыбохозяйственного комплекса, это сегодня горизонт планирования 2030 года, а все обсуждение было в рамках количества выделяемых бюджетных мест, которые безусловно нам сохраняют и, если нужно добавят, и здесь нет никаких проблем.

Поэтому, когда прозвучали после распоряжения правительства соответствующие заявления ректора МАГУ о создании в рамках присоединения к МАГУ Морской академии, то как раз и возникли эти вопросы. Простые в большинстве своем, в определенном смысле неожиданные для меня, потому что это было плановое проведение расширенного ректората.

Татьяна Брицкая: Когда пришли курсанты?

Сергей Агарков: Да, тогда пришли курсанты и дали это открытое обращение, где они ссылались как раз на позицию, которая была озвучена ректором МАГУ.

Татьяна Брицкая: Я поясню для слушателей, что ректор МАГУ говорит о присоединении МГТУ к Арктическому университету, как о свершившемся факте. Вопрос решенный. И в связи с этим у курсантов возникли обоснованные вопросы.

Сергей Агарков: Верно, как о свершившемся факте. И у курсантов возникли те вопросы, которые они озвучили в обращении: что ждет курсантов и выпускные курсы, будем ли мы носить форму, что будет с военной кафедрой. Я поясню, мы ее очень ждали, занимались этим три года.

Татьяна Брицкая: Возрождением?

Сергей Агарков: Да. Начиная с моего ректорского принятия в должность, я с первого дня поставил себе цель – возрождение военно-морской кафедры, потому что это безусловно определяется комплексным подходом к подготовке морских специалистов. Слишком тесно взаимодействуют гражданские и военные моряки в море, чтобы эту составляющую исключить. Более того, военно-морская подготовка сейчас продолжается в рамках подготовки морских специалистов, и этот блок тоже сохранился у нас, несмотря на то, что его как такового на сегодня нет.

Татьяна Брицкая: Ну и плюс, конечно, это престиж учебного заведения для родителей и  абитуриентов.

Сергей Агарков: Безусловно! Поэтому, если возвращаться к военной кафедре, мы в перечне других трех вузов, а это национально-исследовательские университеты совершенно с другим статусом, получившие одобрение единогласно по открытию военно-морской кафедры начиная с 2018 года.

Я здесь хотел бы сказать, что это очень хороший пример тесного взаимодействия и Правительства МО, и командования СФ. Командующий Северного флота Евменов Николай Анатольевич сыграл ключевую роль, потому что он является потребителем специалистов военно-учетных специальностей, и все формулировки, которые прописаны в соответствующих распоряжениях Правительства по военно-морской кафедре, сделаны именно в интересах Министерства обороны РФ. Чтобы мы понимали, что основной заказчик у нас - Министерство обороны и СФ.

Татьяна Брицкая: То есть сошлись интересы структур.

Сергей Агарков: Сошлись интересы, мы очень плотно взаимодействуем. На всех уровнях прошла поддержка, и для региона это очень важно. Позиция, не зависимо от того, что это будет МАГУ или это будет все-таки тот вариант, с которым мы вышли с инициативой на Шестакова Илью Васильевича – руководителя Росрыболовства по выделению мурманской государственной академии рыбопромыслового флота в качестве самостоятельного подразделения и сохранение его в Росрыболовстве.

Возвращаясь к Вашему первому вопросу, это открытое обращение инициировало определенные обсуждения в том числе с профессиональным сообществом. Мы обратились к руководству и в рамках распоряжения предлагаем включить в дорожную карту, которая должна быть разработана в ближайшее время, вслед за данным распоряжением,  документ, где будут прописаны соответствующие процедуры, в том числе гарантии трудовых прав работников университета, гарантии продолжения обучения наших студентов и т.д. Вот, собственно говоря, как это все и происходило.

Татьяна Брицкая: Вы упомянули о том, что у Вас есть согласованный, доложенный Росрыболовству, свой вариант выхода из ситуации, как Вы видите будущее Вашего учебного заведения, что это за история с морской академией?

Сергей Агарков: Ну, во-первых, эта предлагаемая модель выполнения поручений с точки зрения гарантий подготовки кадров для рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна, она не нова. И если рассматривать, как эволюционировал и развивался МГТУ, на определенном этапе он как раз и стал Мурманской Академией Рыбопромыслового Флота, где сохранялся статус морского вуза, который и  готовил прежде всего специалистов для рыбохозяйственного комплекса. Потом он начал эволюционировать и развиваться, что в конечном результате и стало поводом для большой критики университета – мы в количестве специальностей направления подготовки, в том числе гуманитарно-экономического блока, размыли морскую составляющую.

Поэтому эта задача возврата к своим истокам, о которой я неоднократно говорил, носила не декларативный характер. Это сегодня старое-новое с учетом той политики в образовании, которую на сегодняшнем этапе мы видим. В том числе создание опорных вузов, акцент на повышение качества образования и серьезные акценты на том, что инженерно-технические вузы должны сосредоточиться на инженерно-технической подготовке. Мы в этой модели развиваемся последние два года, если говорить в том числе о переводе в связи с лишением университета государственной аккредитации в рамках внеплановой проверки по гуманитарно-экономическому блоку специальностей. Мы уже в этой области полностью отвечали всем требованиям, которые предъявляются к университету инженерно-техническому, более того, в ближайшее время – может быть на этой неделе, может быть на следующей, мы получим очередные данные мониторинга эффективности Министерства образования, где все наши усилия будут отражены в количестве показателей, которые мы выполним.

Татьяна Брицкая: То есть целевые показатели?

Сергей Агарков: Целевые показатели, которые фактически в методике Минобра РФ оценивают все вузы России на предмет их выполнения. Семь показателей, они периодически меняются, но там есть ключевые, незыблемые. И, собственно говоря, так Министерство образования мониторит ситуацию с точки зрения эффективности вузов на соответствие требованиям качества подготовки специалистов. В ближайшее время это будет все обнародовано на официальных сайтах со всеми вытекающими оценками, в том числе общества.

Будущее университета мы видим в сохранении его статуса в качестве Морской академии рыбопромыслового флота. Конечно, мы хотели бы, чтобы подведомственность была сохранена, потому что  - это целый комплекс сопутствующих служб и опыта, которые сегодня существуют в Росрыболовстве. Это служба мореплавания, это связь с работодателями, это организация плавательной практики, это подразделения, которые непосредственно в Росрыболовстве занимаются именно образовательным процессом с точки зрения привязки к отрасли, в прямом смысле этого слова.

Татьяна Брицкая: С точки зрения того, что отрасли требуется.

Сергей Агарков: Да. Все нюансы,  все  детали, без которых, наверно, в полной мере говорить о именно качественной подготовке очень сложно. Почему сегодня все сообщество профессионально, это касается не только рыбной отрасли, это касается всего профессионального сообщества, потому что у нас отраслевые вузы, Вы понимаете, это и Минтранс, и железная дорога, и та же медицина. Они как раз настаивают на сохранение этой модели отраслевых вузов в национальной системе образования.

Есть сегодня представители, которые говорят о том, что отраслевая система образования изжила себя. Это  в их понимании свойственно только для Российской модели. По их мнению, нет в мире понятия отраслевых вызов - есть классические университеты, есть технические университеты, и они соответствующим образом готовят специалистов. Помимо этого, они считают, что сегодня тот этап индустриализации, в рамках которого создавались отраслевые вузы, когда действительно советская экономика должна была получить этих инженеров, закончился.

Татьяна Брицкая: Что у нас все хорошо с экономикой.

Сергей Агарков: Да, сегодня уже постиндустриальное общество, сегодня нам нужны классические университеты в модели, как это существует на всем Западе.

А представители другой части экспертного сообщества - за отраслевое образование. Они понимают, что без знаний обо всех этих тонкостях, без знания всей этой специфики, будет трудно удержаться и перейти на какие-то новые требования, которые нам ставит и глава государства, и правительство в части качественной подготовки специалистов.

Татьяна Брицкая: У нас, говоря об образовании, и глава государства, и правительство всегда напоминают, что образование необходимо привязать к запросу рынка труда, запросу отраслей. Это же как раз и говорит в пользу сохранения отраслевых практик.

Сергей Агарков: И в этой позиции, которую мы озвучиваем, нас сегодня полностью поддерживает работодатель. Сегодня именно работодатель, который выражает ее и письменно, и на всех наших совещаниях, и в различных формах на  рабочих группах, которые мы проводили в рамках поручения президента и постановления Правительства, они являются системными потребителями услуг. Фактически, мы специалистов для них делаем.

В законе об образовании сегодня уделяется большое внимание именно общественно – профессиональным сообществам, они сегодня интегрируются максимально в процесс формирования тех же программ. Они сегодня формируют и обновляют свои профессиональные стандарты, которые мы переносим в программы. То есть их роль, в том числе с точки зрения экспертных оценок качества образования, становится сегодня главенствующей. Наряду с Рособрнадзором, который требует выполнения федеральных государственных образовательных стандартов с точки зрения тех требований, которые они проверяют.

Поэтому в этом плане, они – номер один. И когда они достаточно внятно заявляют позицию о том, что для нас очень важно сохранение отраслевой специфики, то безусловно, мы не можем к ним не прислушиваться, это очень важно.

Татьяна Брицкая: Это говорит Союз рыбопромышленников?

Сергей Агарков: Союз рыбопромышленников, Северный координационный совет, Ассоциация объединений рыбной промышленности.

Я Вам хочу сказать так: в поддержку сохранения университета, как отраслевого, выступил и Шохин, есть соответствующее открытое письмо, где он поддерживает позицию, что нецелесообразно реорганизовывать  университет. Он за сохранение отраслевой специфики.

Причиной для обсуждения является … и, кстати, очень рад за наших коллег из МАГУ, они по данным, которые сегодня уже есть, выиграли конкурс по опорному университету. Это тоже большая победа. Я хочу их поздравить, потому что для региона это очень хорошо. Потому что это дополнительное финансирование из федерального бюджета, это со финансирование со стороны регионального бюджета, это то, что позволит укрепить материально-техническую базу. Я абсолютно искренне и открыто их поздравляю, потому что все, что происходит в рамках конкурсных процедур – всегда победа. Можно сказать, что по всей видимости очень качественную программу развития подготовили, обозначили все эти требования, потому что заявок как всегда много, порядка девяносто, по-моему, рассматривалось в этом году. Наш МАГУ региональный победил и попал в первую группу, это серьезная победа.

То же и по военной кафедре – сто заявок было подано в этом году, и победило всего 4 вуза. Это является определенным достижением и для области.

Поэтому все, что мы сегодня обсуждаем, оно на самом деле носило дискуссионный характер до момента данного распоряжения.

Татьяна Брицкая: Распоряжения о преподчинении Вас под Минобр?

Сергей Агарков: Правильно, это распоряжение от 8-го числа.

Татьяна Брицкая: Сергей Анатольевич, давайте поясним, потому что все называют распоряжение о присоединении, но в постановлении правительства ведь нет речи о том, что Вы уходите под МАГУ.  

Сергей Агарков: Вы понимаете в чем дело…это как раз то, с чего мы начали – мне бы не хотелось переходить на личности, но эти заявления … . Что такое распоряжение? – Распоряжение – это следующие последовательные шаги, которые предполагают разработку соответствующих мероприятий – дорожных карт, как мы их называем, встречи с коллективом, то есть целый комплекс процессов. Он должен проходить очень плавно, очень внятно, с конкретными обсуждениями и прозрачно.

Когда не просто говорится о том, что не должно быть двух ректоров и двух ректоратов. Не об этом нужно говорить. Конечно, во главу угла нужно ставить прежде всего обучающегося – самого курсанта.

Татьяна Брицкая: Конечно.

Сергей Агарков: Он должен понимать, какова его дальнейшая судьба. И вот когда студенты и  курсанты   не услышали в этих выступлениях,  что с ними будет, вот это и спровоцировало то письмо, которое мы сейчас обсуждаем.

Татьяна Брицкая: Я напоминаю, что в эфире программа «Точка зрения», в гостях у нас Сергей Анатольевич Агарков - ректор МГТУ. И обсуждаем мы те процессы, которые с университетом происходят, которые на слуху.

Сергей Анатольевич, мы прерывались на обсуждение распоряжения правительства. Что из него следует, какие может повлечь последствия и о чем в нем говорится?

Сергей Агарков: Я уже говорил, что само распоряжение предполагает соответствующие дорожные карты по его исполнению. Если сегодня следовать той логике, которая описана, то там есть юридические процедуры, связанные со сменой учредителя.

Так как дорожная карта предполагает в том числе соответствующие процедуры, связанные с передачей имущества и прочего, мы считаем, что, исходя из смысла поручения, это сохранение гарантий кадрового обеспечения рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна, было бы логично все-таки сохранить и в рамках этих процедур выделить Мурманскую Государственную Академию рыбопромыслового флота, с сохранением учредительства за Росрыболовством. Это никоим образом не противоречит созданию опорного вуза и не противоречит этому распоряжению.

Тогда получается, что у нас есть в регионе опорный вуз, который будет решать задачи обеспечения кадрами экономику региона. И будет сегодня Морская Академия рыбопромыслового флота, подведомственная Росрыболовству  со всей спецификой, которую мы накопили и всем пониманием подготовки специалистов для рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна.

И это мне кажется  - конкурентоспособная модель. Военная кафедра будет сохранена за Морской Академией рыбопромыслового флота, что даст комплексную подготовку.

Еще раз подчеркну, это моя точка зрения, которая поддерживается и рыбопромышленниками – эта концепция делает абсолютно конкурентоспособную систему образования региона.

Татьяна Брицкая: Позволю себе ремарку. Насколько я помню,  в этих визах президента, на которые многие ссылаются,  всегда указано, что поддерживается модель создания опорного вуза при условии сохранения системы подготовки кадров для рыбопромыслового флота.

И ряд рабочих совещаний, который предшествовал нынешним решениям, на них тоже всегда в Москве на разных уровнях указывалось, что требуется сохранение системы, сформировавшейся по подготовке рыбопромысловых специальностей. Указывалось также, что эта система не сохранится в случае полного переподчинения действующего учебного заведения под МАГУ, под опорный вуз.

Вы предлагаете альтернативную концепцию выделения Академии рыбопромыслового флота. Вот для курсантов, которые пришли к Вам с определенным рядом вопросов, какие для них тогда будут последствия, если Ваше предложение будет принято и услышано на высшем уровне в Москве, если Вашу позицию поддержат? Что они получат?

Сергей Агарков: На мой взгляд, это будут самые благоприятные последствия, потому что институт курсантства мы возрождаем очень активно последние годы. Мы достигли больших  в этом плане успехов, они настолько сегодня прониклись этим духом и настолько готовы к этим переменам, которые предполагают военную кафедру. С точки зрения престижа самого вуза, безусловно он повысится. Для тех, кто действительно связывает свое будущее с морем, мы становимся абсолютно привлекательным вузом, не только для региона.

Я напомню те времена, когда я учился. На самом деле, тогда в высшем учебном заведении,  а я заканчивал в 1990-м году,  рота  судоводительского  факультета составляла порядка 90 человек. Мурманчан у нас училось 5-6 человек, остальные студенты – со всей страны, которые шли под военную кафедру, под то, что действительно они планировали ходить в море.

Поэтому мы становимся в этом смысле абсолютно таким же конкурентоспособным вузом для всей страны. Люди, которые захотят связать свою жизнь с морем, будут приезжать к нам учиться. И  наши ребята, из нашего региона,  будут приходить именно за этим, а не для получения какого-то иного диплома с перспективой уехать в Москву и превратиться в офисного клерка, как это часто бывало.

На мой взгляд, это то, что поможет решить вопросы в комплексе. Комплексно выполнить поручение президента по сохранению гарантий, выполнить распоряжение правительства, которое направлено на то, чтобы выполнить поручение президента.

И два взгляда, с которых я начал: отраслевой взгляд – сохранение и взгляд Минобра – создание опорного вуза с присоединением МГТУ к МАГУ, с последующим выделением, я сейчас цитирую слова ректора МАГУ,  Морского института и института имени Месяцева в рамках одной Морской Академии.

Татьяна Брицкая: То есть присоединить и выделить обратно?

Сергей Агарков: Да. Здесь я сразу хочу сказать, Морской Академии в рамках МАГУ не может быть, может быть только Морской институт, это требование законодательства. И в этом смысле статус Морской Академии, как самостоятельного вуза, подведомственного Росрыболовству, намного выше и намного престижней для тех, кто хочет ходить в море и работать на рыбопромысловых судах.

Татьяна Брицкая: Спасибо, Сергей Анатольевич, подошло к концу время нашего эфира, интересный был разговор.

Я напоминаю, что в гостях у нас был Сергей Анатольевич Агарков - ректор МГТУ, это была «Точка зрения». И обсуждали мы тот кризис, который в высшем образовании у нас происходит, и пути его выхода, предлагаемые руководством МГТУ.

Я так понимаю, что надежда еще есть, да?

Сергей Агарков: Но я бы не назвал это кризисом, честно говоря. Я бы назвал это разными подходами. Разные подходы – главное в сегодняшнем обсуждении, а не кризис.

Татьяна Брицкая: Хорошо. Спасибо, Сергей Анатольевич.

Уважаемые слушатели, спасибо за внимание, это была «Точка зрения», услышимся на Большом Радио.

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

FM-вещание
Мурманск
Кола
Мурмаши
Североморск
Полярный
Снежногорск
Гаджиево
Верхнетуломский
Заполярный
Никель
Спутник
Печенга
Луостари
Киркенес
Вадсё
Вардё
Мончегорск
Оленегорск
Три в квадрате
31.10, 12:35
Информационный проект «Три в квадрате». 23.10.2024
23.10, 12:00
Информационный проект «Три в квадрате». 22.10.2024
23.10, 10:05
Информационный проект «Три в квадрате». 21.10.2024