Время от времени новостные сводки информационных агентств начинают пестреть яркими заголовками, которые, под стать громким лозунгам, декларируют призыв к действию: «Поддержим отечественного производителя!» И если около двадцати лет назад надежда на «торжество» российского товара еще не была подбита разочарованием в его конкурентоспособности, то сейчас подобные слоганы и призывы вызывают лишь скептицизм и иронию со стороны граждан.
Однажды получив свободный доступ на российский рынок, иностранные компании сумели оправдать заявленный статус поставщиков качественных товаров, которые моментально вытеснили отечественные продукты и услуги. Однако, по мнению аналитиков, на сегодняшний день российская экономика, привстав с одного колена, располагает необходимыми ресурсами, которые могут помочь не только преодолеть «эпоху» санкций, но и избавить нашу дорогую страну от импортной зависимости. Но не стоит забывать, что во многом успех политики протекционизма зависит от того, какой будет выбран механизм реализации этого внутреннего потенциала государства. Разобранный экономический паззл, а именное отсутствие нужных технологий, предприятий и специалистов значительно осложняет этот процесс, и, как следствие, вызывает недовольства со стороны патриотически настроенных россиян.
Подавляющее большинство граждан России загнано в экономический тупик, который, действительно не оставляет выбора между качественной зарубежной продукцией и слабым отечественным производителем. Тотальное импортзамещение приучило россиян к тому, что зарубежные товары и услуги априори лучше тех продуктов, которые нам может предложить государство. В связи с этим среди экспертов также бытует мнение, что за годы сложившаяся привычка к зарубежному продукту может заведомо сформировать у наших сограждан недоверие к российским товарам, которые нисколько не будут уступать своим иностранным аналогам. Ведущие программы «Послевкусие» Александра Ретунская и Алексей Ганеев решили выяснить, готовы ли слушатели Большого Радио поддерживать отечественного производителя? Действительно ли иностранные товары выигрывают у российских аналогов, или же всеобщее мнение о неоспоримом качестве заграничной продукции просто превратилось в аксиому, которую никто не подвергнет сомнению? Об этом и многом другом в вечерний прайм-тайм на Большом Радио.
Однако в погоне за лидирующими позициями на рынке товаров и услуг отечественный производитель вновь и вновь продолжает оступаться и совершать грубые ошибки, очерняющие репутацию российских компаний на фоне мировых брендов. Так, на днях вице-премьер РФ Аркадий Дворкович раскритиковал новую форму олимпийской сборной Российской Федерация, которая недавно была презентована российской компанией Zasport. В своём аккаунте в социальной сети «Твитте» Дворкович четко дал понять, что новая экипировка для наших спортсменов не соответствует олимпийскому эталону красоты и стиля, а значит «Надо всё переделывать». К слову российские олимпийцы переоделись в форму Zasport с начала текущего года. До этого сборную РФ одевала иностранная компания BOSCO, которая начала сотрудничать с Россией в год проведения Олимпийских игр в Солт-Лейк-Сити. Тогда в основу одежды и аксессуаров легла национальная идея, которая запомнилась и полюбилась всем россиянам – российский триколор и фольклорный орнамент. В силу объективных обстоятельств Олимпийскому комитету пришлось отказаться от продукции BOSCO. На смену мировому бренду пришел более бюджетный Zasport, который, по мнению представителей руководства страны, не совсем успешно справился с задачей. Однако этот случай было бы неверно считать весомым обобщающим аргументом в защиту импортного производителя. Недочет одной компании не свидетельствует о полной профессиональной непригодности других российских компаний, которые готовы предложить и продать свои услуги. К тому же новая экипировка олимпийев не была официально вынесена на всеобщее обозрение, а значит делать поспешные выводы о ее качестве и эстетической характеристике было бы опрометчиво. Так, слушатели Большого Радио, отвечая на вопрос ведущих, привели реальные примеры из жизни и подкрепили их аргументами, отражающими как недостатки, так и достоинства отечественных товаров.
Постоянная слушательница Большого Радио честно призналась, что «с удовольствием поддержала бы отечественного поставщика, если бы он что-то реально производил и сам себя при этом не стеснялся». Ангелина убеждена, что вокруг темы выбора между импортным и российским производителем слишком много мифов и несоответствий. И многие товары и услуги отечественного производства, действительно, не нуждаются в иностранных аналогах: «Я вообще по натуре своей патриот, и с радостью поддержала бы идею пересадки на наш автопром. Но в то же время я не окажусь не права, если скажу, что сейчас россияне скорее купят иностранную машину». На самом деле, многих людей, недавно пополнивших ряды автолюбителей, мучает вопрос, какой выбрать автомобиль в качестве первого – поддержанную иномарку или отечественную машину. На сегодняшний день немалая часть россиян делает выбор в пользу второго варианта, на что оказывают влияние многочисленные факторы. Так, одним из главных преимуществ отечественных авто является их доступность в плане ценового сегмента. Помимо того, что стоимость самого автомобиля будет значительно уступать в цене иномарки, больших финансовых затрат не потребуют и запчасти. Еще одним неоспоримым достоинством отечественных машин является их неприхотливость к качеству бензина. В двигатель российского авто можно залить практически любое топливо, чего не скажешь об иномарках, которые достаточно привередливы к компонентным составляющим своей «еды». Подобные преимущества отечественного автопрома можно перечислять еще долго, но в этом списке явно не будет таких пунктов, как комфорт, климат-контроль, полезные опции базовой комплектации, высокая проходимость, АБС, надежность, продуманная система безопасности и т.д. Многие импортные автомобили, эксплуатируемые на наших дорогах более 20 лет, не подвергаются коррозии. Безусловно, в данном случае речь идет о высоком качестве товара, которое оправдывает свою цену, и, к сожалению, не находит аналогов среди российской продукции. И подобные недостатки можно обнаружить и во многих других товарах, которые предлагают российские компании. Значительно отставая в развитии технологий от стран Запада, мы не можем предложить своему покупателю продукцию, отвечающую всем требованиям современности. Однако наша страна, как уже было сказано, обладает моделями, патентами и свидетельствами, при помощи которых может продолжиться развитие своей сферы экономики. Но прежде чем российский продукт зарекомендует себя на рынке, пройдет немало времени, тестирований, совершатся свои пробы и ошибки. Поэтому сейчас использовании иностранных товаров, не имеющих полноценных аналогов, представляется весьма целесообразным решением.
«В прошлом году я построил домик в Вологодской области. В ход пошли строительные материалы, произведенные на заводе в Киришах. Возможно, технология и не наша, но предприятие, но сами материалы, произведенные нами, качественны и конкурентоспособны», - отметил Евгений, по словам которого отечественный производитель может уже сейчас предложить весьма неплохую продукцию, которой можно смело пользоваться. Однако с точкой зрения Евгения не согласилась Елена: «А представьте, в какую сумму Евгению могли обойтись эти товары. Иногда импортное может стоит дешевле». Однако как показывает практика, зарубежные товары имеют более высокую стоимость за счет так называемой наценки на российском рынке. Также здесь необходимо учитывать повышенный уровень жизни в европейских странах, который также сказывается и на ценах их товаров.
Большинство слушателей программы «Послевкусие» согласились с идеей поддержки отечественного производителя, но только на условии того, что «цель будет оправдывать средства», а результат – ожидание. В настоящее время российская экономика нуждается в сильном руководстве, которое сможет поставить производство отечественных товаров с учетом правильного и ррационального использования всех ресурсов, которые у нашей страны имеются в избытке. Выход на мировую арену займет время, но не единожды добившись признания за рубежом, наша страна сможет выбиться вперед, заручившись поддержкой высококвалифицированных специалистов, развитыми технологиями и моральной готовностью россиян к постепенному уходу от глобального импортзамещения.
Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:00 до 19:00, в прямом эфире «Большого Радио».