«То, что успокаивает нас в жизни, не нравясь по-настоящему, действует на душу губительно, как яд змеи. Эти лужайки напоены ядом, и это прекрасное жилище тоже. И начинаешь осознавать, что быть свободным от всего этого — значит, быть свободным от себя самого. И не надо терпеть ничего, кроме страсти, потому что она не дает покоя», - прозвучит со сцены Мурманского областного драматического театра, и заполярная публика вновь затаит дыхание, предвкушая непредсказуемый поворот в сюжетном действии.
Казалось бы, публичные размышления о внутренней свободе и спасительном искушении не характерны для представителей высшего сословия, живущего по регламенту традиционной британской невозмутимости. Признаками, отличающими его членов, испокон веков оставались благородные манеры, изящная речь и внешнее бесстрастие, пропитанное нарочитой строгостью и педантичностью. Кодекс английской знати диктовал правила и для семьи Честерфилдов - представителей старинного рода, проживающих в эпоху индустриального подъема. Однообразная жизнь в лучших гедонистических традициях, по словам лорда Генри-Джеймса Честерфилда, неизбежно ведет «к идеалу богатого респектабельного англичанина – скуке». Но привычный уклад жизни английского семейства едва ли не разбивается вдребезги, когда в роскошный замок врываются неподдельные чувства вперемешку с авантюризмом.
Перед нами - Англия 1930-х годов, которая еще сохранила викторианские идеалы, но уже распустила паруса по ветру свободолюбивого Континента. Перед нами – разрушенные принципы и трогательная забота о чучеле мёртвого пса, который «умер восемнадцать лет назад слепым и безголосым», на фоне настоящей аритмии чувств с желанием бороться за свое счастье до конца.
Удивительная история, вплетенная в реальность и не лишенная мистицизма, разворачивается на страницах произведения знаменитой французской писательницы Франсуазы Саган «Лошадь в обмороке». Пьеса не единожды находила свое воплощение на сценах многих театров России, а сегодня вновь ожила на подмостках Мурманского областного драматического театра под названием «Загнанная лошадь». Это уже вторая новая постановка в рамках предъюбилейного 79-го театрального сезона после «Сочельника в Манхеттэне», премьера которого состоялась 20 и 21 октября.
Однако премьерный показ «Загнанной лошади» заполярному зрителю еще только предстоит увидеть: артисты мурманской Облдрамы предстанут перед публикой в образах английских аристократов и французских авантюристов 24 и 25 ноября, в 19 часов. В минувшую пятницу актерский состав «Загнанной лошади» вышел на сцену бывшего кинотеатра «Атлантика», чтобы еще раз отточить все детали постановки на её генеральной репетиции. На предпремьерный показ «Загнанной лошади» пришли маститые профессионалы театрального ремесла, представители СМИ, общественных объединений, а также студенты филологического факультета, для которых знакомство с творчеством Франсуазы Саган – это часть программного курса по «Истории зарубежной литературы».
На сцене МОДТ драматическая пьеса перевоплотилась в театральную постановку под чутким руководством приезжего режиссера из Казани, Заслуженного артиста РФ Рината Фазлеева. На его счету более 60-ти спектаклей, которые идут на театральных подмостках городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, Улан-Удэ, Братска и других городов. Примечательно, что обширная география спектаклей Р. Фазлеева представлена таким же многообразием драматургических пьес, которые и легли в основу постановок. В разнее время театральному режиссёру-постановщику доводилось работать как с нетленными шедеврами мировой литературы, так и с её современными образцами– от «Женитьбы» Н.В Гоголя до «Клинического случая» Р. Куни. По словам Рината Фазлеева, за постановку спектакля по мотивам пьесы Франсуазы Саган он взялся впервые, что потребовало пристального внимания к деталям и достаточно большое количество времени: «Поставить спектакль по мотивам «Лошади в обмороке» мне предложил именно Мурманский театра. Разумеется, я и раньше был знаком с творчеством этой писательницы, пьесы которой всегда вызывали у меня интерес. Однако на подготовку «Загнанной лошади» у нас ушло немало календарных дней. В целом работа над пьесой Франсуазы Саган заняла у нас порядка двух с половиной месяцев. Репетиционных точек хватало, что помогло нам уложиться в отведенный срок и подготовить к премьере оба состава».
Особое внимание Ринат Фазлеев уделил актерской игре своих новоиспеченных подопечных. По словам режиссёра-постановщика, профессионализм и мобильность мурманских артистов стали для него приятной неожиданностью: «Мы легко находили с актёрами общий язык. И если меня снова позовут поработать в Драматическом театре Мурманска, то я с удовольствием приеду. Также хотелось бы отметить, что актёрские составы спектакля – очень разные, но при этом равноценные. Безусловно, имеются различия в их психофизики и индивидуальности. Но от этого каждый из них не менее убедителен».
Долгая и кропотливая работа над спектаклем «Загнанная лошадь» завершена, однако, окончательное подведение итогов состоится уже после второго премьерного показа. Но несмотря на это, Ринат Фазлеев уже сейчас пожелал артистам новых творческих побед и скорейшего возвращения в свой «родной дом»: «Эти условия совершенно не подходят для драматургических воплощений – ни зал, ни сцена не приспособлены к театральному действу. А уж тем более закулисная часть, где бедолагам-артистам приходиться ютится в маленьком пространстве. Ну и, конечно, специфика кинозала не может не отражаться на качестве спектакля. К примеру, было достаточно трудно разместить декорации. А ведь сценография, подготовленная петербургским художником-постановщиком Надеждой Осиповой, на самом деле, удивительны».
В спектакле «Загнанная лошадь» заняты заслуженные артисты России Е. Царева и С. Гронский. Также роли в театральной постановке исполнят артисты В. Вагайцев, О. Вирту, Ю. Гусарова, С. Горбунов, Ю. Денежкина, М. Лобова, Л. Мальцев. Н. Молчанова, А. Покатнев, В. Равданович, А. Шпеко.