В начале 2017 года был принят закон о декриминализации побоев в семье. Из этого следует, что насильственные действия в отношении близких родственников, которые были совершены впервые и не причинили вред здоровью, являются административным правонарушением.
С начала же этого года обсуждается исключение штрафа за подобный проступок из Административного кодекса. В качестве наказания для драчунов хотят оставить административный арест и обязательные работы. По словам специалистов, такие меры более эффективны, нежели финансовое наказание.
В начале рабочей недели в рамках программы «Послевкусие» ведущие пообщались не только со своими многочисленными слушателями, но и выслушали мнения экспертов о том, насколько справедливо установленное наказание. Уголовная ответственность, административный арест или обязательные работы – что же поможет пресечь домашнее насилие?
Первой, вышедшей в прямой эфир, была Елена из Мончегорска. Женщина признала, что существующая проблема в наши дни актуальна, как никогда: «Домашнее насилие распространено повсеместно. Я считаю, что декриминализация в данном случае – это грубейшее нарушение закона и противоправное действие против человека. Дело в том, что вслух об этом говорить не принято, это стыдно. Поэтому женщинам, которым деваться некуда, которые терпят всё ради детей, остаются в таких семьях. С полной уверенностью говорю о том, что единственное правильное наказание для драчунов – уголовное».
Некоторые наши радиослушатели сошлись во мнении, что элемент физического воздействия необходим для воспитания подрастающего поколения. Так, Дмитрий призвал всех не путать домашнее насилие и воспитательные методы, добавив, что он и его знакомые выросли нормальными людьми при такой тактике. В дальнейшем эту мысль подтвердил и Валерий, который вышел в прямой эфир в середине передачи: «Я однозначно выступаю за воспитание детей. Говорю об этом, опираясь на собственный опыт – и ремня получал, и на гречке стоял, но до сих пор про своего отца не могу сказать ни одного плохого слова. Дело в том, что с некоторыми детьми иначе и не получается, до них доходит информация не словесно, а с применением, например, подзатыльника. Иначе даже уроки не заставишь сделать!». Похожую точку зрения разделил и Владимир, признавший, что один ребенок понимает слова, другой же - только более радикальные меры. «Но надо помнить, что нельзя переходить дозволенную грань, которая очень тонка!», - добавил мужчина.
В ответ на подобные мнения высказался Борис Семенович Коган, уполномоченный по правам детей: « На моей памяти последний трагический пример, который произошел недавно – погиб ребенок в области. Заметьте, от удара отчима. Уверен, никого убивать он не собирался! Это я к тому, что бытует мнение, что если «слегка, то можно». Никогда нельзя забывать о том, что ребенок – тоже человек, хоть и маленький, и относится к нему следует как к человеку. Пока взрослые этого не поймут, никакого взаимопонимания не достичь. В 2018 году Следственный комитет был вынужден возбудить 80 уголовных дел, большая часть из которых связана с причинением вреда детям. Я твердо убежден в том, что не может быть никакой другой ответственности, кроме уголовной, за причинение телесных повреждений одним человеком другому».
В народе до сих пор часто повторяют такую пословицу: «Если бьет, значит, любит». К сожалению, женщина эту мысль принимает за истину, и с ее помощью пытается смириться с насилием. Это утверждение в корне неверно, и служит лишь весьма слабым оправданием жестокой реальности в ситуации, когда женщина вынуждена сделать выбор между мужем и свободой от насилия, но по каким-то причинам не решается.
Но надо признать, что человеку свойственно оправдывать каким-то образом себя и своих близких, свойственно искать хотя бы иллюзорного, но утешения. И это оправдание плавно кочует из поколения в поколение, хотя абсолютно ничего за этим не стоит. Никто и никогда не может внятно объяснить, как побои могут быть связаны с чистым чувством любви по той простой причине, что объяснения этому попросту не существует.
Само по себе насилие над слабым человеком – это далеко не похвальное явление. Но все же надо учитывать, что абсолютно никто из нас несовершенен, и каждый из нас допускает ошибки. Порой супруга доводит мужа до такого состояния, что он не сможет в какой-то момент с собой справиться и ударит ее. Ведь есть люди очень импульсивные, которым объективно тяжело справляться с эмоциональным приливом, гораздо тяжелее, чем остальным.
Единственное, что можно сказать совершенно точно в этой ситуации - если насилие было применено, то в семье далеко не все в порядке, и игнорировать тревожный звоночек не стоит. И чтобы найти выход из такой ситуации необходимо, во-первых, выяснить, что явилось причиной произошедшего, во-вторых, оценить все многообразие нюансов, характерных для каждой конкретной ситуации, а в-третьих - оценить непосредственно ущерб, причиненный жертве насилия. Потому как одно дело – это в приступе ревности дать пощечину, а совсем другое – избить сожителя ногами. И если человек один раз позволил себе такое избиение, которое привело в больницу с серьезными травмами одного из его близких, то это веский повод очень серьезно задуматься о необходимости жить дальше в такой семье, ведь в следующий раз результатом семейного скандала может уже стать летальный исход.
Напомним, программа «Послевкусие» выходит ежедневно по будням с 18:00 до 19:00, в прямом эфире «Большого Радио».