Сухогруз «Всеволод Белецкий», принадлежащий Мурманскому морскому пароходству, находится под арестом в порту Халдия в Индии с ноября 2017 года. Об этом информационному агентству ТАСС сообщил координатор международной федерации транспортных рабочих (ITF) в России Сергей Фишов.
Экипаж теплохода «Всеволод Белецкий», предназначенного для перевозки генеральных и навалочных грузов, состоит из 19-20 человек, которые уже более полугода не могут покинуть судно и отправиться домой. Примечательно, что «Всеволод Белецкий» - это далеко не единственное заполярное судно, которое было арестовано в иностранном порту на неопределенный срок. В этот список также вошли «Северная земля», «Виктор Ткачев», «Петр Великий», «Поморье», «Кузьма Минин» и другие. Ключевой причиной ареста является задолженность Мурманского морского пароходства портовым службам за ремонт, бункеровку (заправку топливом) и другие виды технического обслуживания. До настоящего времени руководство ММП воздерживается от официальных комментариев по данному вопросу.
В конце августа в порту Дании было арестовано еще одно судно, находящееся под ведомством Мурманского морского пароходства, - «Новая земля». Корреспондентам «Большого Радио» удалось связаться с родственниками членов экипажа и выяснить, в каких условиях вынуждены находиться моряки, которых не отпускают с арестованного судна.
- Сегодня матрос «Новой земли» сообщил своей племяннице, что с часу на час судно будет отправлено на бункеровку в Копенгаген. Специальное приложение MarineTraffic показало, что местоположение «Новой земли» никак не изменилось, - рассказывает Елизавета Шейкина, отец которой также находится на арестованном судне и имеет возможность регулярно связываться с дочерью и сообщать ей обо всем, что происходит на судне.
По словам Елизаветы, 9 августа «Новая земля» побывала на выгрузке в Норвегии, после чего отправилась в Данию: «30 августа теплоход был арестован, и мы, вместе с другими родственниками моряков, находящихся на судне, забили тревогу. Официально провизия была рассчитана до 5 сентября. То есть уже завтра моему отцу и его товарищам будет нечем питаться. Ни овощей, ни фруктов, ни мяса. Только макароны и рис. Было время, когда морякам приходилось питаться рыбой, выловленной моим отцом на судне. Также на судне введен режим экономии питьевой воды – помывочные комнаты закрыты.».
Жёсткие условия, в которых вынуждены пребывать члены экипажа, не ограничены отсутствием воды и качественного питания. У многих моряков уже истекли сроки трудовых договоров. Другая проблема связана с невыплатой заработных плат в полном объеме: «Деньги перечисляют, но эти суммы гораздо меньше тех, которые прописаны контрактах. И мы сами ничего не можем с этим сделать. Для того, чтобы подать соответствующее заявление в трудовую инспекцию, необходимо предоставить доверенность от самого моряка, заверенную у капитана. Только после того, как данный документ будет у нас на руках, мы сможем куда-то идти, например, в прокуратуру, писать жалобы и отстаивать права отца». При этом семья Шейкиных уже вышла на связь с послом России в Дании, который взял сложившуюся ситуацию под свой надзор. Буквально сегодня обеспокоенные родственники должны получить очередной ответ по поводу того, как решается вопрос с «Новой землей».
Члены экипажа полностью отрезаны от внешнего мира – на берег их не выпускают. Как говорит Елизавета Шейкина, среди моряков были те, кто был готов потратить свои личные средства на покупку обратного билета, однако представители компании их от этого отговорили и уверили, что в скором времени судно встанет на рейд, после чего отправится в Мурманск. Это было 9 августа, а судно «и ныне там».
- Катер, на котором можно было бы добраться от корабля до суши, стоит 500 евро. Но и сами моряки не могут оставить судно, потому что оно находится в рабочем состоянии и нуждается в обслуживании. Членов экипажа никто не подменяет, к тому же многие из них решили продолжить работу на Мурманское морское пароходство, несмотря на то, что компания разваливается, - отмечает Елизавета Шейкина со слов отца.
Как уже было сказано ранее, помимо «Новой земли» и «Всеволода Белецкого» под арестом находятся и другие корабли Мурманского морского пароходства, причем в разных точках мира. Как стало известно «Большому Радио», в США с оторванными якорями с мая стоит «Поморье», а судно «Заполярье», которому помогает «Красный Крест», арестован в порту Китая. Еще один корабль, «Виктор Ткачев», находится в Индии. Как сообщается, члены экипажа вынуждены пребывать в весьма жутких условиях: спать на палубе и мыться под дождевой водой. У многих моряков уже были зафиксированы пищевые отравления. Как рассказывает Елизавета Шейкина, в отделе кадров ММП изначально не подтверждали арест «Новой земли» и говорили, что причин для беспокойства нет, так как судно уже зашло в Кольский залив.
Как рассказал «Большому Радио» руководитель Гострудинспекции по Мурманской области Андрей Балмочных, по факту задержек заработной платы морякам и других нарушений было проведено уже более 30 проверок. Мурманское морское пароходство привлечено к административной ответственности. Общая сумма штрафов составляет около 400 тысяч рублей.