В среду на турецкой судоремонтной верфи «Терсана» спустили на воду первый в мире краболов-процессор «Зенит». Судно планируют сдать уже в октябре 2019 года. Его строительство – это результат тройственного проекта, в который вошли Северо-Западный рыбопромышленный консорциум, ПАО «Выборгский судостроительный завод» и турецкий судостроительный завод. Россияне решили построить и обкатать все технические решения в Турции, а затем построить десять подобных судов в Выборге. Но из-за возможного введения аукционного распределения квот, данная программа остаётся под вопросом.
- Мы специально начали строить головное судно в Турции, чтобы обкатать проект, найти оптимальные технические решения. Следующую серию из десяти судов мы планировали построить в Выборге. Специалисты из выборгского судостроительного завода были в Турции, знакомились с документацией, вникали в нюансы, готовились строить 10 судов у себя. Проект был трехсторонним, СЗРК планировал эти суда в рамках инвестиционных квот по крабу, - отметил исполнительный директор Северо-Западного рыбопромышленного консорциума Сергей Несветов.
Уникальность проекта заключается в том, что все краболовы, которые существуют сегодня - это суда, переделанные из других типов судов - судов снабжения или других назначений. Никто и никогда не проектировал и не строил специализированный краболов с нуля. Однако инициатива Росрыболовства перейти с исторического принципа на аукционы уже приносит свои «плоды». СЗРК был вынужден приостановить контракты на строительство с выборгским судостроительным заводом. Стоимость контракта составляет 27 миллиардов рублей, но теперь рыбопромышленники озадачены тем, что деньги им нужны на другие цели. Страдает и судостроительный завод, который должен был начать работу над судном уже в августе.
- Конечно, для нас это очень критично. Естественно, когда у тебя, можно сказать, был в кармане подписанный контракт, а у тебя такой кусок буквально вырывают изо рта, это неприятно», - рассказал «Би-порту» директор Выборгского судостроительного завода Александр Соловьёв. - Сегодня российские верфи задаются одним вопросом - когда будут заказы на суда? Рыбопромышленники заявляют, что аукционы на краба убьют их.
«Нас в первую очередь волнует, если аукционы их убьют, кто будет строиться у нас?», - подытожил Александр Соловьёв.
Законопроект Росрыболовство критиковали неоднократно. С критикой выступали депутаты и губернаторы морских регионов, Совет Федерации, Минэнерго. Однако на заседании комиссии по законопроектной деятельности была одобрена поправка в закон о рыболовстве. Представителям рыбопромышленности слова на этой встрече так и не дали.
В продвижении поправок к закону подозревают «Русскую рыбопромышленную компанию» и её главу Глеба Франка. У предпринимателя есть большие связи в верхах, и ему аукционный принцип очень на руку. Законопроект продвигали в Думу целенаправленно и тайно, хотя обещали открытый диалог с моряками. Сегодня Дмитрий Медведев подпишет проект, и тогда его передадут на рассмотрение в Госдуму. Рыбопромышленники надеются, что их услышат, так как не хотят повторения ситуации, которая случилась в нулевые. Если аукционы «победят», это грозит небольшим отраслевым компаниям разорением, строительство судов встанет под большой вопрос, а простые трудяги рыбаки существенно потеряют в зарплате.