В Мурманском торговом порту завершился второй этап создания уникального пылеветрозащитного экрана. Высота металлического «щита» составляет 20 метров и защищает город от взвешенных частиц насыпных грузов. Экотехнологии на пердприятии развиваются в рамках федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» национального проекта «Экология». Планируется, что строительство экрана закончат в 2020 году.
По оценке Минприроды РФ, АО «Мурманский морской торговый порт» считается одним из лидеров по внедрению наилучших доступных технологий, которые должны применяться при перевалке навалочных грузов в морских портах России. Общий бюджет экологической программы АО «ММТП» составил более 3 млрд руб. Наиболее капиталоемким является проект строительства пылеветрозащитного экрана: он потребовал 700 млн рублей инвестиций.
- Экран металлический, перфорированный. Путём расчётов установили, что для нашего порта будет оптимальной доля перфорации 30%. Нас часто спрашивают, как может экран задерживать пыль, если он не сплошной, а «дырявый». Однако его функция не столько в том, чтобы удержать на внутренних стенках взвешенные частицы, сколько в том, чтобы рассеять потоки ветра. По нашим данным, если со стороны моря дует ветер силой 12 м/с, со стороны экрана, обращённой к городу, его скорость составит не более 3 м/с. Так экран мешает пыли разлетаться в сторону города, - рассказывает генеральный директор «Мурманского морского торгового порта» Алексей Рыкованов.
Один из этажей Управления порта занимает «экологическая диспетчерская». Такого ноу-хау нет ни в одном другом порту страны. Система экологического прогнозирования позволяет создать цифровую модель работы предприятия, как в режиме реального времени, так и на период до трех суток вперёд. Это даёт возможность мгновенно реагировать на изменения метеоусловий и предотвращать выбросы загрязнений.
- Мы срабатываем на опережение, - говорит технический директор АО «ММТП» Евгений Гуляев. - Можем оперативно подать дополнительный транспорт, чтобы быстрее обработать груз, или наоборот, заблаговременно остановить погрузку, чтобы избежать экологических нарушений при угрозе неблагоприятных метеоусловий.
В последующие годы проект экодиспетчерской будет развиваться с применением технологий big data, нейросетей.
Уникальна для региона созданная в порту система очистки ливневых стоков. Система локальных очистных сооружений (ЛОС) очищает всю грязную воду, образующуюся на промышленной площадке грузового района, почти до уровня питьевой. Стоки проходят четыре ступени очистки, включая ультрафиолетовое обеззараживание. После этого вода не сбрасывается в водоём, а идёт «в дело»: подаётся на систему пылеподавления.
- В Мурманске сейчас сконцентрировано, пожалуй, максимальное количество экотехнологий среди всех портов мира. Формируя экологическую программу, мы объездили площадки ведущих стивидорных компаний мира в Японии, Китае, Канаде, Австралии, Южной Африке. От всех постарались позаимствовать наилучшие практики, добавив к ним российские разработки, - сказал заместитель директора по логистике – директор по управлению портовыми активами СУЭК Александр Масько.
- Если взять и сложить вместе все технологии, примененные Мурманским морским торговым портом за последние пару лет, они составят 80 процентов справочника по НДТ для данной отрасли. Это колоссальное достижение, - подчеркнула представитель группы информационно-аналитического сопровождения национального проекта «Экология» Анастасия Мирсанова.
Эксперты проекта также отметили, что порт в тёмное время суток сверкает в сине-жёлто-оранжевой цветовой гамме. На нескольких участках располагаются художественные панно. Ночью 22 крана и пушки орошения подсвечиваются.
Фото: ММТП