27 января – день полного снятия блокады Ленинграда. В 1992 году в Мурманске была создана городская общественная организация «Жители блокадного Ленинграда». Тогда её ряды насчитывали четыре сотни блокадников. Сейчас осталось 20 человек, напомнил глава Мурманска Игорь Морарь.
В 1942 году прифронтовой Мурманск отправил в осажденный город первый эшелон с десятками тонн рыбы и рыбьего жира. Под обстрелами и авианалётами поезд шёл 24 дня.
«Особенно сильно досталось поезду на станциях Оленья, Кандалакша, Кемь. Да еще рельсы прогибались под тяжестью эшелона, часто не хватало топлива для паровозов, из-за чего были вынужденные остановки. Час едем, а три стоим — так и двигались», — вспоминал сопровождавший эшелон Василий Прокофьев.
Дальше ценный груз перегрузили на автомобили и по «дороге жизни» доставили в осажденный город. Медицинский жир и рыба были распределены по госпиталям, детским учреждениям и воинским частям. А спустя время в Мурманск пришло письмо от рабочих Кировского завода.
«Мы знаем, как усложнились условия вашей работы, с каким риском связан ваш мужественный труд. Глубоко под водой хищными акулами рыщут вражеские лодки, с воздуха угрожает внезапный налет вражеских стервятников, на каждом шагу стережет вражеская мина. Но, несмотря на это, вы, преодолевая все преграды, снабжаете рыбой воинов нашей героической армии, нашу страну. В этих сложных условиях вы помните и о нас, ленинградцах... Нет слов, чтобы выразить волнующее нас чувство глубокой благодарности за ваш подарок, за вашу братскую помощь нам, нашим женам и детям...», — говорилось в письме.
Обратно в Мурманск были доставлены сталь, взрыватели к минам и гранатам, также приехали эвакуированные семьи.
«Склоняя голову перед мужеством ленинградцев, я вспоминаю и о мужестве мурманчан, протянувших в трудное время руку помощи тем, кому в этот момент было еще тяжелее», — пишет Игорь Морарь.
Фото: vk.com/morar_51