Об этом сообщает официальный сайт Республики Беларусь. Александр Лукашенко считает стратегической задачу переориентации части белорусского экспорта, в том числе, на порты Мурманской области. Речь, в первую очередь, о перевалке калийных удобрений на пути в Индию и Китай.
Вопрос строительства на западном берегу Кольского залива терминала минеральных удобрений, к слову, обсуждался во время визита главы Республики минувшей осенью. Как заявил губернатор Мурманской области, этот объект очень важен для развития и региона, и города Мурманска - как логистического хаба и базы Севморпути.
Ежегодный товарооборот между Беларусью и Мурманской областью превышает $100 млн. Новое строительство позволит выйти на новый уровень отношений. Кроме продолжения поставок техники для горно-добывающих предприятий и продукции аграриев, белорусская сторона предлагает сотрудничество в сфере промышленного строительства и стройматериалов.
Одно из направлений – коммунальная, дорожная, пассажирская и специальная техника. Например, электротранспорта производства "Белкоммунмаша" и лифтового оборудования. Минский автомобильный завод специально для северных регионов выпустил автобус в «северной» комплектации. В ближайшее время начнется выпуск машин скорой медицинской помощи.
Беларусь также заинтересована принять участие в региональных программах повышения качества питьевого водоснабжения, поставляя модульные станции водоочистки и водоподготовки.
Беларусь уже поставляет свои товары через российские порты, в частности, Санкт-Петербурга, и намерена двигаться в северном направлении - по Севморпути на Дальний Восток и в азиатскую часть планеты. Дальний Восток интересен белорусам как партнёр по поставкам рыбного сырья и развитию совместных производств. Приморье заинтересовано в белорусских технологиях. Мурманску, повторимся, предстоит стать ключевой базой Севморпути, частью логистического хаба. И это очень хорошее предложение.
Как пояснил Большому радио заместитель председателя Мурманской областной Думы, советник заместителя генерального директора – директора филиала Концерна Росэнергоатома КАЭС Евгений Никора, проект выгоден не только нашему региону и Белоруссии, но и государству, в целом.
«Кольский залив подходит для этих целей идеально. Это и географическое положение, и созданная инфраструктура, и поддержка на уровне правительства Российской Федерации, - уверен Евгений Викторович. - Уникальные преференции, которые получит регион, рабочие места, налоговые поступления дорогого стоят. Кроме того, они напрямую повлияют на сроки окупаемости проекта.
Покупать и модернизировать какие-либо имеющиеся портовые мощности - не лучшее решение в данном случае. В долгосрочной перспективе, на которую мы рассчитываем, это экономически невыгодно. Современные требования предусматривают принципиально другой уровень автоматизации, техники безопасности, нагрузки на окружающую среду. Окончательное решение по вопросу строительства порта ещё не принято, но все предпосылки к этому созданы».
При оптимистичном сценарии, строительство терминала мощностью 5-7 млн тонн в год может начаться в 2024 году.
Фото: https://president.gov.by/ru/events/vstrecha-s-gubernatorom-murmanskoy-oblasti