С 1 марта в России вступят в силу новые правила оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды (ОДН). Изменятся нормативы учета горячей и холодной воды, электричества и отопления на общих пространствах — лестничных площадках, подъезде и лифтах.
В результате поправок изменения затронут всех по-разному: у кого-то единовременная плата будет ощутимо выше, у кого-то ниже, а у кого-то почти или совсем не поменяется. Чего ждать — разбирались «Известия».
Ранее собственники жилья оплачивали расходы на общедомовые нужды двумя способами. Если в доме установлены счетчики - оплата шла по фактическому потреблению. Сумму делили на всех жильцов пропорционально жилой площади. Иногда, если счетчики есть, но жильцы не голосовали за оплату по факту, или дом слишком старый, платеж начислялся по определенному методу и распределялся равномерно на год.
Существовали ограничения: потребители не платили выше норматива, который устанавливается региональными властями. Разницу приходилось закрывать управляющей компании. Но это перестало действовать с сентября 2022 года - теперь собственники должны покрывать весь объем общедомовых нужд.
"То есть и для тех, кто платил по факту, и для тех, кто платил по нормативам, стандартные цифры перестанут быть границей, за которую нельзя выходить при начислении платежей. И тем, и другим квартплату начнут пересчитывать как минимум раз в год - в первом квартале, если сами собственники не захотят иначе", - сообщает газета "Известия".
Так, в феврале-марте должен произойти первый перерасчет оплаты жилищно-коммунальных услуг по новым правилам за весь 2022 год. Платежи могут вырасти, снизиться или не измениться: все зависит от региональных властей. Если нормативы были сильно занижены, в платежных документах может появиться значительная сумма, а если завышены - наоборот. В случае, если стандарты были приближены к реальным, то разница будет минимальна.
Эксперты считают, так как собственники будут полностью оплачивать фактическое потребление, у УК высвободятся денежные средства, и они смогут их потратить на повышение качества услуг.