Прошло уже более недели с момента возникновения пожара в доме №45 на улице Пригородной в Мурманске. Однако здание, пострадавшее от огня, не может быть восстановлено: его крыша обрушилась, множество квартир полностью сгорело, а запах дыма до сих пор ощущается в окрестностях. Жители, время от времени возвращающиеся в свои квартиры, продолжают искать оставшиеся невредимыми вещи. Редакция Nord-News провела интервью с мурманчанами и узнала, как они справляются с нынешней жизнью.
Пожар в здании на Жилстрое начался примерно в 14 часов 25 мая. Евгений первым узнал о происшествии и оповестил большинство жильцов. В то время он занимался ремонтом своего автомобиля во дворе. Когда он увидел, как из окна дома поднимается дым, незамедлительно предупредил всех и вызвал пожарных.
В квартире на втором этаже первого подъезда начала плавиться пластиковая труба. Жильцы не сразу осознали, что происходит, сначала они попытались потушить ее водой, но труба продолжала плавиться. Когда они вышли из квартиры, столкнулись с пожарными.
Светлана Твердун узнала о происшествии, когда была на работе. Она вызвала такси и сразу приехала к дому. Женщина призналась, что больше всего беспокоилась за своих домашних животных. Пожарные спасли их из огня: собака чувствовала себя хорошо, а коту медики предложили кислородную маску.
“Когда мне на руки отдали собаку Нюшу и кота Шона, я успокоилась. Уже не переживала, что будет там в квартире. Они для меня были главным в этот момент”, — сказала мурманчанка.
Тушение пожара продолжалось более 10 часов, был он полностью ликвидирован только к полуночи. Пожарные приехали оперативно, но из-за ряда причин северянам не удалось быстро спасти имущество. Светлана Твердун рассказала Nord-News, что на придомовой территории не было напора воды в пожарном гидранте. Шланги были подключены к Индустриальному колледжу, но оттуда также не пошел достаточный напор воды. Единственным её источником стало общежитие на улице Фестивальной, 9.
“Был ветер в тот день, он разгонял огонь. Мы были все спокойны, мы надеялись, что наш дом потушат. К пожарным претензий нет, ребята работали в поте лица! Но мы час наблюдали, как дом просто горит. Все пошло по пустотам, по крыше. Плюс время, потраченное на вынос газовых баллонов”, — рассказала Светлана Твердун.
По информации, полученной от жильцов дома на улице Пригородной, почти в каждой квартире был газовый баллон. Однако в квартире, где начался пожар, он был отключен.
“Если бы я знал, что там баллона нет, я бы хоть успел что-то вынести ценное, что-то из одежды. Но я побоялся, сказал жене: "Бегом, быстрее, потому что здесь баллоны, может рвануть!". - Я даже машину спрятал за гаражи”, — поделился с Nord-News мурманчанин Сергей.
Здание, а также все квартиры в нем, не могут быть восстановлены. В настоящее время на подъездах установлены замки. Жители разъехались по разным адресам: некоторые нашли укрытие у родственников, другие у друзей, а те, кому некуда идти, были направлены во временное убежище на проспекте Героев-Североморцев. Один человек, мурманчанин, родившийся в 1980 году, погиб. Предварительной причиной пожара считается неосторожное обращение с огнем в квартире, из которой появился дым.
Многие жители прожили в доме на улице Пригородной 10-20 лет и были хорошо знакомы друг с другом. После пожара они еще сильнее объединились, создав группу в мессенджере, чтобы поддерживать друг друга.
“Я рада, что взялась за помощь соседям, мне это придает сил жить. Дети далеко, муж в море и вернется только в середине июня. Дочка прилетела на три дня, чтобы поддержать. Первые два дня я жила у родственников, а потом друзья предложили пожить в их квартире. За себя я спокойна, у меня шикарные условия. Я в этой квартире перебираю, сортирую все, что нам приносят люди, передаю соседям”, — рассказала Nord-News Светлана Твердун.
Один из первых, кто отреагировал на происшествие, был депутат областной Думы Герман Иванов. Он помог организовать место, куда добросердечные жители Мурманска начали привозить жильцам сгоревшего дома продукты питания, средства гигиены, одежду и все необходимое.
Сергей и Оксана, которые жили в теперь уже сгоревшем доме в однокомнатной квартире со своими двумя сыновьями в возрасте 15 и 20 лет, отправились в пункт временного размещения на проспекте Героев-Североморцев, так как у них нет родственников в городе. Там им предоставили двухкомнатную квартиру.
“Две девочки из МЧС сходили в магазин, от себя купили нам хлеб, сахар на первое время, чай, яблочки, лапшу быстрого приготовления. Они же не должны этого делать. Сходили, принесли, говорят: "Это вам на первое время". - А чтобы кто-то из правительства Мурманской области приехал... Пока никакой материальной помощи не было”, — сказала мурманчанка Оксана.
Жильцы признают, что в пункте временного размещения было холодно, поэтому им пришлось приобрести обогреватель. Один из туалетов был сломан, но местные власти оперативно отреагировали и починили его. Сергей отметил, что удалось спасти паспорт и кошелек из огня, так как всегда носит эти важные вещи с собой. Это позволило им быстро подать заявление на получение жилья из маневренного фонда. Семья уже получила положительное решение - им предлагают квартиру на улице Копытова.
“Нам сказали, что дадут квартиру на Копытова. Но мы написали письменный отказ и объяснили причину. Дело в том, что у нас ребенок учится в школе №49, которая находится на улице Скальной. Тут у нас ходил прямой автобус №11: пять минут до остановки, немного на транспорте, и ты в школе. А улица Копытова - в Первомайском округе, это совсем другой район, очень далеко”, — рассказала Nord-News северянка Оксана.
Жильцы сгоревшего дома не могли сдержать слезы во время разговора, ведь они внезапно потеряли свое личное имущество. Светлана Твердун призналась, что из-за стресса она не спала около полутора суток, она разбирала и искала свои вещи в квартире, где прожила 30 лет. Супруги Сергей и Оксана приехали на прошлых выходных, чтобы провести раскопки и найти уцелевшие вещи.
“Нам в МЧС дали бумажку и сказали: если вдруг что, то вот телефончик, по нему звоните. А вдруг что - мы привыкли сами всегда справляться. Я привыкла свои проблемы разгребать сама. Потому что знаю, что от нашего правительства ждать нечего”, — сказала мурманчанка Оксана.
Заявление на получение временного жилья уже подали 11 человек. Остальные в настоящее время собирают необходимые документы. Светлана Твердун рассказала Nord-News, что комитет по имущественным отношениям проявляет понимание и оказывает помощь, запрашивая недостающие документы при решении вопроса о временном жилье.
“Я еще не написала заявление на жилье в маневренном фонде, только в процессе. У меня большинство документов сгорело, но мне пошли навстречу. Сказали: приносите все, что у вас есть, каких документов нет - мы запросим сами. Я не смогла, например, найти свидетельства о браке. Откопала вот только паспорт мужа. Говорят, оформляйте документы в электронном виде. Но сил, если честно нет: такое состояние, что хочется уснуть и проснуться, когда все уже будет хорошо”, — сказала Светлана Твердун.
Однако жители Мурманска не понимают, что произойдет дальше, поскольку у них было свое постоянное жилье, а сейчас им предоставляют временное. Некоторые из них еще выплачивают ипотечные кредиты.
“Квартира - это моя частная собственность. Я ее приобрела в 2000 году. Жилье взамен будет временное, сколько мы там будем - неизвестно. А у меня тут была своя. Какая-никакая, но своя. Свой был угол, своя крыша над головой”, — сказала жительница сгоревшего дома Оксана.
По словам Светланы Твердун, на данный момент речь не идет о каких-либо материальных выплатах. Летом 2022 года произошел пожар в доме №5 на площади Ленина в Ковдоре. Тогда областное правительство приняло решение выплатить каждому, кто проживал в сгоревшем доме, сумму, эквивалентную северному минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).
Фото: Марина Немонова / Nord-New