Дважды в год поселок Никель превращается в арт-площадку. Зимний сезон «Никель. Полярная ночь-2024» стартует 7 февраля. О подготовке и содержательной стороне нового сезона рассказали в студии Большого радио Наталия Сидорина - руководитель арт-резиденции, заместитель директора Центра социальных проектов Печенгского округа «Вторая школа», и Александр Хромых - преподаватель Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица.
«Когда художники приезжали к нам в полярную ночь - это было довольно травматично. В этом году мы решили немного сдвинуть сроки, февраль – это всё-таки помягче, - пояснила Наталья Сидорина. – У нас маленький посёлок, территория, трансформированная под нужды завода, сложные погодные условия - переметает дорогу, пограничная зона, но всегда находятся люди, готовые раз за разом сюда возвращаться, чтобы осмыслить индустриальную историю в значимый для страны промежуток времени».
Арт-резиденция впервые соберёт много авторов с Северо-Запада. Северные участники, наконец, смогли себя идентифицировать как предпринимателей, и художников. Они годами профессионально занимались, например, керамикой, изготовлением изделий из рыбьей кожи, но не решались подать заявку. Теперь решились, и если прошлые сезоны были мультидисциплинарными, нынешний - ремесленнический.
Александр Хромых известен своими скульптурами, созданными из шлака. То есть, умеет «нанизать концептуальный смысл на промышленный вектор». В прошлом году в Мурманске и Никеле работала выставка его работ. В этом году Александр будет куратором секции, где примут участие художники, работающие в технике никелирования.
«Никелирование - одно из современных ювелирных направлений, отражающая поверхность имеет высокие эстетические свойства, - рассказал художник. – Сам метод известен давно. Ещё несколько десятилетий назад на комбинате заливали шлак в печать и запекали при различных температурах. У нас в академии есть керамические, литейные печки, и большое поле для экспериментов. Я пробовал шлак с эпоксидкой, бронзой, гипсом, бетоном, силиконом, запекал… Теперь другие проблемы - как сделать форму, из чего. Много разных нюансов - одно технически невозможно, другое возможно, но слишком дорого».
Однако, по мнению руководителя арт-резиденции, деньги в данном случае – не самое важное. Важна прибавочная стоимость. Выражаясь прагматически, она формирует стоимость изделия, и рейтинг художника: чем больше выставочных пространств готовы принять его изделие, тем выше добавочная стоимость. Чем богаче выставочная история, тем выше рейтинг. С ростом рейтинга, изделие всё дальше уходит от бытовой вещи и становится предметом искусства.
«Кстати сказать, стихи – это тоже способ никелирования. Одна из заявителей, а ныне участниц, смогла убедить нас в этом, - поделилась Наталья Сидорина. - Физическим способом нанести металл на сознание нельзя, а метафизическим – можно. А когда художник понимает концептуальную линию, которую он несёт, мы делаем всё, чтобы он оказался в нашей резиденции».
Новый сезон стартует завтра. Организаторы полностью покрывают расходы: питание, проживание, материалы для реализации проекта, то есть, освобождают от быта, обеспечивая, таким образом, полное погружение в творчество. Дома такое погружение невозможно. Художники получают возможность увидеть новые способы работы с материалом, усилить концептуальную составляющую и довести своё произведение до условного внутреннего полного совершенства.
Фото: Большое радио