В Мурманской области определены основные направления налоговой политики на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. Соответствующее постановление подписано в региональном правительстве.
Согласно документу, в ближайшие 3 года налоговая политика региона будет ориентирована на реализацию стратегических приоритетов с учетом внешних и внутренних условий экономического развития. Основные цели включают стимулирование инвестиционной активности инвесторов (в том числе в рамках преференциальные режимы для резидентов Арктической зоны РФ и территории опережающего развития «Столица Арктики»), поддержку предпринимательской деятельности в приоритетных секторах малого и среднего бизнеса, социальную поддержку граждан и обеспечение устойчивости бюджетной системы региона.
Развитие налогового потенциала Мурманской области будет достигаться за счет решения ключевых задач, направленных на:
• выявление негативных тенденций изменения доходов консолидированного бюджета Мурманской области, проведение мероприятий по наращиванию налогооблагаемой базы для пополнения бюджета и определению дополнительных источников налоговых поступлений;
• определение при необходимости мер поддержки экономики региона при выявлении негативных факторов (рисков), влияющих на устойчивую работу соответствующих хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Мурманской области в условиях внешнего санкционного давления;
• совершенствование мер поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, участников СВО и членов их семей, а также соблюдение принципа неухудшения условий применения действующих налоговых льгот для данных категорий граждан в случаях, когда субъекту РФ дано право соответствующего регулирования;
• предоставление отдельных налоговых льгот для субъектов экономики по налогам, подлежащим зачислению в областной бюджет, с использованием правила "двух ключей" при условии соответствия целей предоставления таких налоговых льгот целям государственных программ;
• продолжение работы с организациями, реализующими на территории Мурманской области крупные инфраструктурные инвестиционные проекты, по привлечению к созданию на территории региона обособленных подразделений на весь период выполнения работ при заключении новых договоров подряда с иногородними подрядчиками;
• ежегодное установление коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда, в целях исчисления фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных работников, осуществляющих трудовую деятельность на территории Мурманской области на основании патента;
• совершенствование механизмов налогообложения и продолжение работы по вовлечению в налоговый оборот отдельных объектов недвижимости, в отношении которых налог на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости;
• продолжение работы по инвентаризации и оптимизации имущества областной собственности, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости;
• продолжение работы, направленной на расширение налоговой базы по имущественным налогам, в том числе путем выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
• применение результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, проведенной в 2022 и 2023 годах, для целей налогообложения имущества и корректировка ставок имущественных налогов в зависимости от изменения кадастровой стоимости;
• установление определенного срока действия при введении новых региональных налоговых льгот и иных налоговых преимуществ;
• осуществление оценки налоговых расходов Мурманской области, обусловленных предоставлением региональных налоговых льгот, включая оценку их целесообразности и результативности; принятие мер по недопущению неэффективных налоговых расходов;
• совершенствование условий для привлечения инвестиций в экономику региона, в том числе механизмов государственной поддержки хозяйствующих субъектов, получивших статус резидентов ТОР "Столица Арктики", Арктической зоны РФ, в целях наращивания экономического потенциала и раскрытия потенциала конкурентных преимуществ Мурманской области как субъекта АЗРФ, повышения деловой активности в макрорегионе;
• регулирование механизма инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, в том числе в целях стимулирования привлечения инвестиций в экономику области при условии обеспечения определенных параметров бюджетной эффективности, создания условий для консолидации налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а также вовлечения крупных и средних предприятий отдельных базовых несырьевых отраслей экономики в реализацию мероприятий по повышению производительности труда;
• регулирование существующего механизма государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Мурманской области;
• применение механизма заключения специальных инвестиционных контрактов с инвесторами, реализующими инвестиционные проекты в сфере внедрения или разработки технологий, направленные на укрепление технологического суверенитета;
• совершенствование механизмов налогового регулирования и стимулирования инвестиционной активности региональной экономики, в том числе для привлечения инвестиций в целях реализации инвестиционных проектов на условиях государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства и концессий;
• содействие вовлечению новых хозяйствующих субъектов в малое и среднее предпринимательство, создание условий, способствующих развитию предпринимательской активности и легализации бизнеса самозанятых граждан;
• совершенствование налогового законодательства в целях стимулирования и сохранения предпринимательской активности в приоритетных направлениях развития малого и среднего бизнеса;
• разработка предложений по введению на территории Мурманской области туристического налога, в том числе для развития туристической инфраструктуры, других приоритетных направлений.