Атомные титаны Арктики: в Мурманске рассказали, как Россия покоряет ледяную пустыню - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
Декабрь 2025
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сегодня в эфире
08:00
Утро с Романом Мурачевым
09:30
Точка Зрения
10:00
Утро с Романом Мурачевым
12:00
Дневной FM
17:30
Три в квадрате
21:00
Вечерний концерт «Исполнение желаний»
23:00
Музыкальный эфир
Опрос
Как Вы слушаете Большое Радио?
В машине
Через плеер на сайте
Не слушаю, смотрю видеотрансляцию
Другое

Для участия в опросе вам необходимо войти или зарегистрироваться

Атомные титаны Арктики: в Мурманске рассказали, как Россия покоряет ледяную пустыню

08.12.2025, 10:41

На лекции «От коча до суперледокола: 500 лет Северному морскому пути» старший вахтенный механик атомного ледокола «Сибирь» представитель ФГУП «Атомфлот» Никита Куликов рассказал об эволюции покорения Арктики.

Освоение Северного морского пути началось в XVI веке с проекта Дмитрия Герасимова. Первыми «ледоколами» стали созданные поморами деревянные кочи – суда, способные не ломаться, а выдавливаться льдами. Прорыв случился в 1899 году с появлением первого цельнометаллического арктического ледокола «Ермак».

В 1959 году началась новая эпоха с вводом в строй первого в мире атомного ледокола «Ленин». Сегодня «Атомфлот» включает восемь действующих атомных ледоколов и три строящихся. Флот обеспечивает навигацию по Севморпути, который позволяет судам сократить путь из Азии в Европу на две недели по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.

Особое внимание Куликов уделил универсальным атомным ледоколам проекта 22220, на одном из которых служит. Их уникальность – переменная осадка (от 9,5 до 10,7 м), позволяющая работать как в глубоководной Арктике, так и на мелководье устьев сибирских рек. Мощность такого ледокола (60 МВт) сопоставима с потребностями города-полумиллионника.

Уже строится суперледокол «Россия» проекта 10510 – будущий флагман мирового арктического флота с мощностью 120 МВт и способностью преодолевать лёд толщиной 4,3 метра.

Отвечая на вопросы, Никита Куликов раскрыл яркие детали жизни в высоких широтах. По его словам, ни о каком потеплении в Арктике речь не идёт – климат по-прежнему суров. Зато встречи с белыми медведями и моржами для экипажа привычная часть пейзажа. А чтобы жизнь в четырёхмесячном рейсе была комфортной, на ледоколе есть всё: от сауны и бассейна до спортзалов и кинопоказов. На вопрос о женщинах в профессии он ответил просто: на борту все – прежде всего специалисты, и появление первой женщины-капитана атомохода стало логичным шагом. А вот будущее уже стучится в иллюминатор: для проводки судов начинают тестировать беспилотники, и их массовое применение – лишь вопрос времени.

Северный морской путь активно развивается, требуя новых ледоколов. За 500 лет технология покорения льдов прошла путь от деревянных кочей до атомных супергигантов, но суть остаётся прежней – обеспечение связи с самыми отдалёнными уголками страны.

Текст и фото: Оксана Хайруллина

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

FM-вещание
Мурманск
Кола
Мурмаши
Североморск
Полярный
Снежногорск
Гаджиево
Верхнетуломский
Заполярный
Никель
Спутник
Печенга
Луостари
Киркенес
Вадсё
Вардё
Мончегорск
Оленегорск