Сквозь время и эпохи: в Мурманске проходит выставка отечественного искусства - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
Декабрь 2025
ПНВТСРЧТПТСБВС
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сегодня в эфире
00:00
Музыкальный эфир
Опрос
Как Вы слушаете Большое Радио?
В машине
Через плеер на сайте
Не слушаю, смотрю видеотрансляцию
Другое

Для участия в опросе вам необходимо войти или зарегистрироваться

Сквозь время и эпохи: в Мурманске проходит выставка отечественного искусства

13.12.2025, 13:51

Экскурсия начинается с истории самого здания музея, построенного в 1927 году по проекту архитектора Ильи Жижмора. Изначально здесь кипела торговая жизнь – работали магазины и столовая. В годы Великой Отечественной войны здание чудом уцелело, за исключением стеклянной крыши, куда попала бомба, однако её успели вовремя обезвредить. Чувствуется, как время здесь не стиралось – наслаивалось, пока в конце 1980-х здание не стало настоящим храмом художественного искусства.

Самый старый экспонат – икона «Воскресение Христово в окружении праздников», созданная в XVII столетии. Она – первый уникальный образец живописного искусства в стране, поскольку вместе с христианством из древней Византии пришла и традиция писать иконы. Правило иконописи диктует отказ от добавлений чего-либо от себя – даже самый маленький мазок подчинён строгому библейскому писанию.

С Петровских времён в искусстве утверждается и популяризируется светский портрет. Камерные изображения – например, «Портрет А.В. Гудовича» или «Портрет графини Марии Алексеевны Толстой» отмечаются стремлением художников передать гордость в жестах и величие во взглядах. В XIX веке живопись соприкасается с внутренним миром человека – в «Портрете великой княжны Анны Павловны» героиня уже не в тесном пространстве комнаты, а на лоне природы, ближе к естественному и прекрасному, отражённому в идеалах сентиментализма и романтизма.

Романтизм ярко искрится и в пейзажах. Полотна вроде «Ночи у Байдарских ворот» Х.Д. Костанди или «Путников в горах» И.Н. Занковского уводят в далёкие, экзотические, необыкновенной красоты места, из-за чего легко забыть, где находишься. К концу XIX века палитра настроения меняется – реализм М.К. Клодта или Кёлера-Вилианди возвращают к земле, к деталям, к метафорически осязаемым коровам под деревьями или к серьёзному, высеченному из айсберга взгляду императрицы Марии Александровны.

 

XX век бесцеремонно ворвался в искусство в буйстве войн и революций. Художники обратились к социалистическому реализму, запечатлевая трудовые свершения и образы новой эпохи – от «Портрета академика А.И. Опарина» Б.В. Иогансона до динамичного «Хоккея» А.А. Дейнеки – от них веет новаторством, смелостью взмаха кисти и электризующей энергией нового мира.

Нельзя пройти и мимо Великой Отечественной войны в сфере искусства. Картина А.Е. Алексеева «Ленинград в блокаде» – это не только образ истощённой женщины в чёрном одеянии, но и символ надежды – на фоне мрака светится Адмиралтейский шпиль, озарённый солнечным диском.

Современное искусство XXI века – представлено, например, работами А.В. Ветрогонского – «Вишнёвый пирог», «Карповка осенью». Его построенная на личных воспоминаниях живопись узнаётся по фирменному мазку «зелёнки» на каждом холсте – отпечаток чего-то личного, сокровенного, нерасшифрованного, словно художник оставил на холсте частицу своей памяти.

Особенно трогает и завораживает влюблённость мурманских творцов в уникальные северные просторы. Матовые тона А.И. Хуттунена, жизнеутверждающие полотна Н.М. Морозова, работы В.Н. Бубенцова, среди которых выделяется и возвышается портрет военного фотокорреспондента Е.А. Халдея. Интересно, что на фоне портретируемого изображены его знаменитые кадры – «Знамя Победы над Рейхстагом» и претерпевший фотомонтаж «Олень Яша». Перед глазами уже не просто портрет, а человек и эпоха, сплетённые воедино одной судьбой и одним объективом.

Выставка стремится быть доступной для всех – для незрячих и слабовидящих посетителей подготовлены тактильные модели картин – в основном натюрморты с ограниченным количеством предметов для лёгкого восприятия. Это возможность «увидеть» искусство руками – опыт, который может обогатить внутренний мир любого.

Текст и фото: Виктория Кондратьева

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

FM-вещание
Мурманск
Кола
Мурмаши
Североморск
Полярный
Снежногорск
Гаджиево
Верхнетуломский
Заполярный
Никель
Спутник
Печенга
Луостари
Киркенес
Вадсё
Вардё
Мончегорск
Оленегорск