
В преддверии 80-летия Нюрнбергского процесса в Мурманске представили иммерсивную постановку. Совместный проект Координационного центра Мурманского арктического университета и организации «Объединение православных учёных» стёр грань между сценой и залом, позволив зрителям стать частью исторического суда.
Иммерсивный спектакль – вид театрального действа, которое стирает невидимую черту между актёрами и зрителями. Гости наделяются особенными полномочиями – они могут взаимодействовать с артистами напрямую, а также влиять на развитие повествования. Такой спектакль состоялся в мурманском Дворце Культуры им. С.М. Кирова, ведущей темой которого стал всемирно-исторический Нюрнбергский процесс.
Нюрнбергский процесс – международный судебный процесс над группой главных нацистских военных преступников – бывшими руководителями гитлеровской Германии. Суд проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года.
Выбор Нюрнберга как места суда символичен – именно здесь в 1935 году были приняты известные своей изощрённостью расовые законы. В работе трибунала участвовали четыре страны-победительницы – СССР, Великобритания, Франция и США. Изучено колоссальное количество документов, фотографий и свидетельств, раскрывших чудовищные масштабы преступлений государственной машины террора – уничтожение гражданского населения, бесчеловечное обращение с военнопленными, организация рабского труда.
На скамье подсудимых оказались ближайшие соратники фюрера – Герман Геринг, Эрнст Кальтенбруннер, Иоахим фон Риббентроп, Вильгельм Кейтель и другие. Осенью 1946 года большинство из них были признаны виновными; часть приговорена к смертной казни, другие – к длительным срокам заключения. Трое – Ялмар Шахт, Франц фон Папен и Ганс Фриче – были оправданы.
Иммерсивный формат исключал возможность оставаться анонимным во мраке зрительного зала – взгляды актёров, воссоздавших как жуткие образы подсудимых, так и освещённых нимбом правосудия обвинителей, неизбежно встречались с глазами гостей, возлагая на них бремя соучастия в исторической памяти. Визуальный контакт с прошлым превращал коллективный просмотр в серию индивидуальных и глубоко личных испытаний совестью перед лицом воссозданных событий международного трибунала.
Студенты и преподаватели МАУ сумели передать всю подноготную столь напряжённого и чувствительного исторического события 40-х годов нашей великой истории. Каждая реплика любой из сторон, каждая фотография из подлинной документальной хроники напоминали зрителю – некоторые преступления не имеют срока давности и тем более не имеют права на повторение. Главная мысль, которую стремились донести создатели спектакля, – принцип неотвратимости наказания за преступления против человечности, даже если они совершены по приказу государства.
Текст: Виктория Кондратьева
Фото: пресс-служба МАУ











