Чуть больше 40 рублей – столько стоит один визит педиатра к больному ребенку. Чтобы заработать 500 рублей, нужно обслужить больше десятка вызовов. Впрочем, 10 вызовов это семечки – обычно их 20 – 30. Плюс прием в самой поликлинике. В сезон ОРВИ у педиатра на участке до 70 пациентов день. Можно не спрашивать, почему номерки выдаются с интервалом в 1 минуту – больше 60 секунд внимания врача при такой очереди вашему ребенку не достанется.
- На территории, которую обслуживает наш филиал, больше 3000 детей. По нормативам на такое количество полагается 4 участка – и 4 участковых врача. Но участков три, а нас двое. Есть еще одна вакантная ставка, на которой уже 5 лет нет специалиста – не берут, видимо, на случай новых сокращений, - врач-педиатр Ольга Новикова 33 года лечит ростинских детей. Вырастила 3 поколения. Говорит, так тяжело, как сейчас, еще не приходилось. В конечном счете страдает пациент, не получая должного внимания и квалифицированной помощи.
На что чаще всего жалуются пациенты? На многочасовое ожидание медиков. Лимита на количество вызовов, которое приходится на одного участкового, нет, как нет и транспорта (в детской поликлинике № 5, где работает Новикова, например, одна машина, которой пользуется заведующая), проезд общественным транспортом не оплачивается, и Ольга Михайловна шутит, что, обслужив один вызов, даже не заработает себе на маршрутку «туда и обратно» (вызов, как мы помним, стоит 40 рублей). И добавляет, что медики едва ли не в худшем положении, чем почтальоны – тем хоть спецодежду выдают. А теперь представьте, что вы за день 20 раз поднимаетесь на этаж, раздеваетесь, одеваетесь и спускаетесь, – не считая самой работы. Плюс 20-минутные «прогулки» от адреса до адреса.
- За два месяца мы перевыполнили норму посещений, - продолжает Ольга Новикова. - Во время эпидемий и при большом числе вызовов положено нам выделять в помощь персонал. Но, хоть ГРИПП и был, эпидемию не объявляли. Раньше при 20 вызовах и более доктора просто снимали с приема. Сейчас заменить некем. Говорят: не умеете лечить – вот и болеют. Вчера у меня было 70 человек на приеме – это за 3 часа, потом штук 20 вызовов – «своих» и «чужих» - с того участка, где нет врача.
Зарплата Ольги Новиковой - 40 тысяч на руки. Это после всех «майских указов», об исполнении которых так любят рапортовать чиновники. Оклад 7900, коэффициент 50, надбавка за стаж 80%, за вредность – 4% (316 рублей в месяц)… Тысяч 5 доплатят за «чужие» вызовы. 10 лет назад стали было получать «путинские» надбавки: чтоб удержать персонал на участках, врачам доплачивали по 10 тысяч, сестрам – по 5. Сейчас назначение этих надбавок перестало быть обязательным и зависит от воли главврача.
Очереди в поликлинику неизбежны: врачей – на такие деньги и на такие условия - просто нет. Кое-где, рассказывают медики, педиатров и вовсе заменяют фельдшерами, - чтобы хоть кто-нибудь был на приеме. Задорные рапорта о 80-тысячных зарплатах объясняются просто: работают на 2 ставки. Как такая нагрузка сказывается на качестве лечения и диагностики, я судить не берусь.
Ольга Новикова после 33 лет работы собралась увольняться. Говорит, предложения от частных клиник есть, вот только привычных пациентов бросать жалко. Но, видимо, придется. Ей уже сообщили, что переводят на другой участок, сплошь застроенный сталинскими 5-этажками без лифтов. При ее гипертонии и сердечной недостаточности работать в том же темпе, но еще и с забегами на 5 этаж – непозволительно. А случись что на каком-нибудь пятом этаже, врача придется ждать ой как долго.
Так что скоро на 3000 ростинских детей может остаться 1 педиатр.