В 50-х годах прошлого столетия Питер Уэст, священник Клеменсвудской баптистской церкви в Иолфорде, вместе со своим коллегой из Лондона, также священником Чадом Вара, организовал службу телефонной помощи для людей, которые приняли окончательное и бесповоротное решение свести счеты с жизнью. Никто из преподобных и не предполагал, что телефон службы доверия вызовет такой широкий общественный резонанс. Уже в первые дни работы службы экстренной психологической помощи на ее работников обрушилась волна звонков: страждущих людей, потерянных в лабиринтах невыносимой реальности, оказалось слишком много.

Спустя десять лет австралиец Алан Уокер, глава центральной методисткой линии, создал телефонную службу под названием «Линия жизни», которая со временем получила широкую известность во всем мире. Ни много ни мало, 200 центров в 12 странах. За годы своего существования «Линия жизни» оказала колоссальную помощь миллионам людей, которые смогли взять себя в руки и буквально начать жизнь с чистого листа.

Сегодня телефон доверия – это один из самых распространенных и доступных способов психологического консультирования, который призван сохранять анонимность клиента и обеспечивать его защиту от неопытных психологов с низким уровнем профессионализма. Во всяком случае, именно на таких принципах должна быть построена работа специалистов в современных службах психологической помощи. Кроме того, сотрудник службы доверия должен обладать обостренным чувством глубокого сопереживания вкупе с бескрайней эмпатией. Казалось бы, вполне естественные характеристики для человека, который принял решение связать свою профессиональную карьеру с погружением на дно чужой, непокоренной  души. Однако в мире, где личная выгода отчаянно перебивает искренний альтруизм, такие мастера психологического дела больше напоминают эфемерных героев утопических романов. А вот персонажи комедии российского писателя Максима Чертанова «Телефон доверия» по всем параметрам соответствуют суровым реалиям жизни в провинциальном городке.

- Эта пьеса отражает нашу реальность и создает особый мир, который легко узнаваем, хотя и не совсем правдив. В нем есть всё – депрессия, одиночество, кризис среднего возраста…Все те чувства, на которые автор предложил нам взглянуть под другим углом, - рассказал и. о. главного режиссера Мурманского областного драматического театра Никита Ковалев, благодаря которому пьеса Максима Чертанова «Телефон доверия» в минувшую пятницу ожила на театральных подмостках.

И так, о чем же пьеса, над которой артисты Мурманской Облдрамы работали в течение двух месяцев? События разворачиваются вокруг службы «телефона доверия», расположенной где-то между церковью и психиатрической службой. На звонки униженных и оскорбленных клиентов попеременно отвечают трое «психологов» с весьма сомнительной репутацией. Увлеченная вязанием и мечтами о замужестве Жанна. Словоохотливый, но бестолковый студент Антон, который решил подработать в перерыве между любовными пересудами и починкой старенького авто. А также их грубоватая начальница Ксения Ивановна «с твердой рукой в строю». У каждого из них свой ворох личных неприятностей, но служба есть служба. Она же – профессиональный долг. Среди их клиентов не менее колоритные персонажи, которым отведены внесценические роли. Например, сварливый старик, который уже двадцать лет игнорирует собственную жену и ненавидит давно почившего Ельцина. Однако на первый план, помимо трех сотрудников службы поддержки, выходят другие персонажи – двое страждущих людей, которых отличают стрессовые ситуации, а объединяют – мысли о самоубийстве. Это 40-летняя врач-гинеколог, которую все мужчины и даже собственная дочь «бросили, как вещь», а также несостоявшийся драматург Сергей Сергеевич со сломанной ногой, чья пьеса о футболе не снискала признания у мэтров театральной критики. Клиенты дрожащими пальцами набирают номер психологической и судорожно ждут ответа на звон в надежде услышать слова поддержки и утешения, а в ответ получают одни и те же штампованные фразы, пропитанные равнодущием – «Да разве это проблемы? Я сама была в подобной ситуации». История псевдо-психологов и их, казалось бы, пропащих клиентов покатилась бы по замкнутому кругу, если бы в один момент герои не узнали о том, что их разделяет всего лишь одна несущая стена…

За основу пьесы «Телефон доверия» взяты типичные жизненные обстоятельства, в которых мог бы оказаться каждый из нас. Изображенные истории, как струна, натянуты до предела, однако, при этом Максиму Чертанову удалось избежать тяжелого трагического повествования за счет искрометного юмора и комедийного жанра. В одноименном спектакле Никита Ковалев оставил без изменений сюжетную канву без изменений и лишь немного «поправил» жанр спектакля, обозначив его как «добрый анекдот».

- Меня эта пьеса тронула тем, что она трогательная. Прошу прощения за повтор. В пьесе нет чернухи, но зато есть хороший юмор, гуманистическое отношение к человеку и сочувствие к нему. Также «Телефон доверия» подкупает остроумным литературным языком, - поделился Никита Ковалев.

Технические причины не позволили театральной труппе уделить больше времени на подготовку спектакля, однако, конечный результат соответствует ожидаемым.

- Во время репетиций мы чувствовали себя, как в Центре управления полетами в штатном режиме. Несмотря ни на что, мы все успели. Хотя, конечно, надо понимать, что спектакль – это не только артисты и режиссер. Это еще и декорации, а также костюмы и прочий реквизит, - отметил исполнитель роли драматурга Владимир Равданович.

Кстати, своего персонажа артист не осуждает, но и не оправдывает. По словам Владимира Равдановича, такие люди не заслуживают жалости, так как они же сами являются кузнецами своей жизни.

«Мой персонаж – это творческая личность средних лет. Он не любит свою работы и пребывает в абсолютной депрессии. В завершении спектакля к героя всё-таки приходит вдохновение и он снова находит вход во внутренний мир. Таких людей я знаю лично и никогда их не жалею. Надо уметь адаптироваться к трудностям», - подчеркнул Владимир Равданович. Смогут ли герои пьесы приспособиться к обстоятельствам? Вопрос двух часов, проведенных на малой сцене.

Премьера спектакля «Телефон доверия» на сцене Мурманского областного драматического театра состоится 28 и 29 апреля в 19 часов. Билеты можно приобрести в кассах бывшего кинотеатра «Атлантика».

Режиссер-постановщик – Никита Ковалев
Художник-постановщик – заслуженный работник культуры России Наталья Авдеева
Музыкальное оформление - Андрей Савельев

В спектакле заняты:

заслуженная артистка России Е. Царева, артисты – Н. Боброва, Ю. Денежкина, Ю. Гусарова, С. Горбунов, Л. Мальцев, В. Равданович, Е. Сенченко, К. Ширина.