Нынешний театральный сезон оказался короче прежних и закончился внезапно, тем не менее, актёрам есть, чем гордиться.
Сезон начался с экспериментов и - детской сказки. В сентябре мурманчане увидели постановку "Сказки для Ёжика. Правда, мы будем всегда?" Ее подготовила приглашенный режиссер из Санкт-Петербурга Людмила Манонина-Петрович по мотивам сказок С. Козлова. Все наверняка помнят мультфильм «Трям! Здравствуйте!», это та самая история. По окончании спектакля Ёжик просит ребят написать ему письмо или что-нибудь нарисовать, и малыши охотно рисуют (послания, заметим, в театре бережно хранят).
Далее. Петербургский режиссёр Максим Соколов поставил спектакль «Lover», созданный по законам сценической условности. Затем Федор Чернышев, режиссёр вахтанговской школы, поставил «Тартюфа» как спектакль-репетицию в жанре «почти классической комедии».
Следующей стала пьеса «Сказ о Полярном дне и Полярной ночи», где известная саамская писательница и общественный деятель Надежда Большакова впервые выступила в роли драматурга. Осуществил постановку заслуженный артист РФ Александр Водопьянов.
Безусловной удачей оказался спектакль «Профи» по пьесе сербского драматурга Д. Ковачевича. Эта пьеса была поставлена сербским режиссёром Юго Петровичем (Петровичи приехали в Мурманск вдвоём) в ноябре 2018 года, в пространстве постмодернистской эстетики. Спектакль был тепло встречен зрителем, в течение года набирал силу и получил заслуженную высокую оценку на III Северном театральном фестивале. Фестиваль, напомним, прошёл в октябре прошлого года в Сыктывкаре.
Театральные эксперименты продолжились самым неожиданным образом – вмешалась «мировая история» - пандемия коронавируса. Театру пришлось уйти в виртуальный формат – зрителя, и так частично потерянного с переездом из исторического здания и центра города, нужно было сохранить… Испытали, как водится, стадии «гнев-торг-отрицание-депрессия», выдохнули и - приняли ситуацию. Нашли в своём архиве записи спектаклей 2000-х, выложили в социальные сети. Запустили проект «Жизнь театра в режиме самоизоляции». Артисты начали читать письма Победы, любимые стихи, рассказы, рассказывать о себе («Интервью с артистом»)… И, о чудо! Обратная связь значительно улучшилась - люди начали писать, делиться впечатлениями, да и многие актёры с интересом пересмотрели свои работы.
- Нам это важно! – утверждает Александр Водопьянов, и.о. главного режиссёра. В минувшую пятницу в облдраме прошёл брифинг по итогам сезона. – Театр не живёт без зрителя. На сцене, когда выходишь «живьём», чувствуешь зал, а когда нет отдачи, живой энергии, непонятно - слышат ли тебя, понимают ли, энергия уходит в пустоту и это очень тяжело.
- Мы очень нуждаемся в критике, - дополняет Татьяна Вишнякова, директор Мурманского областного драматического театра. – С годами мы растеряли людей, с которыми могли конструктивно сотрудничать, кто-то уехал, кто-то замкнулся в себе, ушёл в мир иной… Именно режим самоизоляции показал, как мы нужны друг другу. Только в социальной сети «ВКонтакте» у нас 7,7 тысячи подписчиков. Нас смотрят, нас помнят и любят, это внушает нам большие надежды. На официальном сайте театра только за период самоизоляции - более 500 тысяч просмотров ретро-спектаклей. География просмотров – весь мир, мы сами удивились. Бывшие мурманчане живут и в Америке, и в Австралии, и в Новой Зеландии. Больше всего просмотров – 53 тысячи - набрал, кстати, спектакль «Мужчины по выходным». Вы говорите, у нас в репертуаре - одни комедии. На самом деле, их меньше половины, а какой спрос!
Актёры использовали эпидемиологическую ситуацию по максимуму. «Золотого цыплёнка», сказку В. Орлова, репетировали по скайпу. Этим спектаклем для детей, где в качестве режиссера-постановщика выступила Екатерина Сенченко, театр символически подвёл итоги сезона.
-Такая форма работы, конечно, имеет свои плюсы - не надо занимать сцену, запись песен в студии получилась с первого раза, хотя обычно на дубли уходит по несколько часов, - резюмировала Екатерина. – Поначалу нам было очень непривычно. Ладно, текст, интонации, реплики, а вот танцы как? Потом приспособились, конечно, но всё равно были рады, когда разрешили вернуться в зал.
Для актрисы Екатерины Сенченко минувший сезон вообще оказался плодотворным. Она стала участницей IV Открытого Московского областного театрального фестиваля студий, коллективов, объединений и любительских театров «Долгопрудненская весна». На суд зрителей она представила работу «Оленно-транспортный батальон». Восьмиминутная постановка участвовала в фестивале на равных с двухчасовыми спектаклями, и по итогам онлайн-голосования заслужила «Приз зрительских симпатий». Она набрала более 600 просмотров за полдня! И вот теперь «Цыплёнок». Это помимо основной, актёрской, работы.
Когда-то самая известная пьеса В. Орлова входила в репертуар театра. В процессе её второго рождения решили заменить Лисицу на Лиса и добавить Коня-в-пальто, который вполне вписался в музыкальную динамичную сказку. Детям должно понравиться. Евгению Гоману, министру культуры Мурманской области, например, понравилось. Он сказал, что это весьма крепко сколоченная постановка, он рад, что стал свидетелем рождения нового мурманского режиссера и уверен, что Екатерина Сенченко будет развиваться в данном направлении семимильными шагами.
Что ещё произошло за сезон? Встречали Архангельский драматический театр имени М.В. Ломоносова. Принимали и передавали символ Года театра – статуэтку, похожую одновременно на веер и древнегреческий амфитеатр. Свозили в Калининград вместе с «Ёжиком», «Эти свободные бабочки» и «Месяц в деревне»… Короче, госзадание, которое каждый год получают учреждения культуры, выполнено, несмотря ни на что. Театр живёт мечтами о будущем. Вот кончится чёрный коридор затмений и примет актёров родное здание на проспекте Ленина: какая там будет сцена, потолок, гримёрки, костюмы, арт-кафе! Вернётся капризный зритель, который принципиально не хочет ходить в бывший кинотеатр – есть и такие… А какие спектакли будут!..
Это мечты-максимум, а мечты-минимум – это зазвать на новый сезон в Мурманск знаменитого режиссёра, чьё имя пока держится в тайне (чтоб не сглазить и его, и удачу). На крепкое мужское плечо будущего главрежа – он отнюдь не стар – возлагают надежды по формированию репертуарного портфеля, пополнению труппы и - наполнению театральной кассы.
фото https://modt.ru, https://www.bnkomi.ru