Без худрука театр жил не один год, обходился главным режиссёром. Однако в штатном расписании, которое театр получил в конце декабря «под ёлочку», ставки главрежа нет… Но не это главное. Переговоры с Вадимом Данцигером начались ещё год назад, но планы нарушила пандемия. Директор драмтеатра его фамилию вслух даже не произносила во избежание сглаза. И вот, он приехал – к нам приехал!..
Данцигер – в театральной среде человек известный. Окончил ГИТИС, служил в московском театре имени Ермоловой, параллельно ездил по стране. В творческом багаже – более 50 постановок в разных театрах от Вологды до Владивостока, многие из которых получили профессиональные награды... Теперь новый населённый пункт в биографии, человеческой и профессиональной, – Мурманск. До сих пор актёров худрук видел разве что в коридорах. На днях его официально представили всей труппе.
– Грань между главрежем и худруком – тонкая, почти прозрачная, – пояснил Вадим Иосифович. – Главным режиссёром я уже был, а худруком ещё нет. Скажем так: худрук отвечает за творческую часть, а режиссёр – за организационную. Но, поскольку у меня режиссёрское образование, постараюсь совмещать и быть полезным в том и другом качестве. А режиссёров-постановщиков будем приглашать. Надеюсь, много и разных.
Сегодня что-либо планировать трудно. Главное событие, о котором мечтают и актёры, и зрители – это возвращение домой, в собственное здание, где через три месяца, к 27 марта – Дню театра, должен закончиться ремонт. По словам очевидцев, обстановка на объекте напоминает муравейник – работа кипит, однако готовность – не более 50 процентов…Но планировать нужно, иначе, как жить, если вдруг?
В конце прошлого года Тамара Данцигер-Дельсаль, актриса, режиссёр и педагог, провела для мурманских актёров мастер-класс по вокалу. Хотелось бы, чтоб не первый и последний. Об этом и задали вопрос актёры. Профессиональные знания и навыки нуждаются в обновлении, шлифовке и вообще, хотелось бы знать, как там в столицах. Вадим Иосифович обещал. Более того, он задумал набрать в ГИТИС курс мурманчан, есть предварительная договоренность. Дефицит кадров в театрах всё острее. Местные учебные заведения не в силах обеспечить приток молодых кадров, «джульетт» играть нынче совсем некому.
Далее. Есть задумка возродить фестиваль «Полярная звезда», немного изменить формат, концепцию, открыть лабораторию современной драматургии…Это то, что касается внутренней жизни театра. Что ждёт зрителя? А зрителя ждут спектакли – как новые, так и обкатанные на других сценических площадках.
Сейчас актёры репетируют постановку «Папа. Адажио» по пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Премьера намечена на март. Следом выйдет ещё одна новинка по произведению Пьера Нота, ещё одного француза «Две дамочки в сторону Севера». Параллельно будет готовиться детский спектакль «Чиполлино». Перед уходом в отпуск намечена читка, так называемый «застольный период», мистической драмы Лермонтова «Маскарад». Её режиссер ставил два года назад на сцене Владимирского академического театра драмы. Премьера должна состояться в ноябре. После отпуска начнётся работа над проектом для детей – со всем известным персонажем Питером Пеном. Его юные северяне увидят во время новогодней кампании. Также в планах – исторический анекдот «По Волге до Херсона» по пьесе Нины Прибутковской. Повествование посвящено тому, как Чехов, Горький и Толстой плывут на премьеру к Мейерхольду...
– А как Вы относитесь к самостоятельной работе актёров? – спросил кто-то из актёров.
– Прекрасно отношусь, – отозвался Вадим Данцингер. – Я открыт для разговора, всегда найду время и поддержу всё, что работает на творчество. Кстати, у меня есть ещё одна идея – возродить капустники. Их наличие – признак здоровья театрального коллектива, а он должен быть здоровым в прямом и переносном смысле, поскольку впереди – судьбоносный переезд на проспект Ленина, 49. Переезд, по-видимому, случится в апреле – первого числа истекает контракт с арендодателем бывшей «Атлантики», где облдрама обитает последние несколько лет.
К заполярному зрителю Вадим Данцигер выйдет с гоголевской «Женитьбой». Её режиссёр ставил во Владивостоке, на сцене Приморского академического театра имени Горького.
– Насколько будет академична постановка в Мурманске? – это уже вопрос от журналистов. – В провинциалах всегда живёт опасение, что как новый режиссёр – так новатор, а как новатор – так три сестры бегают по сцене голыми и дядя Ваня ругается матом…
– А надо?
– Не надо.
– Значит, не будем.
Кроме шуток, Данцингер, по отзывам критиков, избегает эпатажных спектаклей, но в то же время любит искать новый взгляд на классику. Поэтому он лишь перенёс действие спектакля из середины 19 века на начало 20-го, так как характер Кочкарёва – друга Подколёсина, главного героя «Женитьбы», – очень динамичный и полнее раскрывается в условиях другой, более насыщенной общественными событиями, эпохе.
Фото: МОДТ