Названием крема и торговой марки стала производная от фамилии сотрудника Института химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. Тананаева КНЦ РАН, и саамского топонима. Активным компонентом крема является иван-чай, произрастающий именно на Кольском полуострове. 

Надо сказать, производить из заполярных растений косметику пытались и раньше. Так, местные предприниматели делали из водорослей Баренцева моря шампуни, скрабы, маски. В Архангельской области не первый год производят косметику из беломорских водорослей. Крем для лица с северным кипреем выпускает одна из питерских компаний, работающая, в том числе, с лечебной грязью сестрорецкого месторождения. Осталась на российском рынке продукция компании Pangea Naturals… Однако у апатитской продукции - свои особенности. Как рассказал Большому радио Никита Цветов, кандидат химических наук, и владелец торговой марки «Цветъявр», от существующих аналогов крем отличает натуральный растительный экстракт, добытый с использованием глубоких эвтектических растворителей (DES). С помощью технологии DES можно извлечь в 2-4 раза больше полезных веществ, чем с использованием воды или органических растворителей, а стоимость процесса - на 10-20% ниже. Дорогостоящего оборудования не требуется. Полученные экстракты могут сразу использоваться в качестве косметических или даже пищевых добавок. 

Как правило, для подтверждения свойств продукта используются объективные и субъективные методы исследования. К первой группе относятся показатели, которые можно измерить - физико-химические, микробиологические и проч. К субъективным методам относят экспертные испытания на добровольцах. Кто же вошёл в фокус-группу? По словам Никиты Цветова, никого уговаривать не пришлось: испытателями стали сотрудники института, которые живо интересовались экспериментами коллег из лаборатории медицинских и биологических технологий.

Крем заявлен как универсальный – для сухой кожи и для жирной, для молодой и для зрелой. Он и питательный, и увлажняющий, и скраб, и лифтинг. Для лица и для тела. Продукция соответствует стандартам «зеленой химии», и при этом «на порядок дешевле». Насколько велик порядок - выяснить не удалось. Себестоимость тоже - коммерческая тайна.

Технология крема разработана на грант Фонда содействия инновациям. Опытная партия выпущена уже на средства компании, основателем которой стал Никита Сергеевич. Первые 70 единиц арктической косметической продукции, отданные в сувенирный ларёк в аэропорту "Хибины", разошлись моментально. Теперь  разработчики планируют наладить производство крема-барьера, ветро-и морозозащитного.

Фото: Большое радио