В 100 километрах от Мурманска, затерянная где-то между Оленегорском и Ловозером стоит Самь-Сыйт «Ивелвига». В переводе на русский язык - саамская деревня.
Экскурсии в этнографический музей под открытым небом проводятся 3 раза в день. Посещение нужно забронировать заранее.


Встречает вас саам Витла (или просто Виталик, если сложно запомнить). Пока все собираются в просторном дворе, кто-то исследует и фотографируется с различными фигурами, пробует свои силы в метании ивовых колец на оленьи рога или тискает самоеда, привязанного неподалеку.
Начинается экскурсия в кафе. Там Витла рассказывает программу экскурсии, правила поведения и первые факты о саамах. Манера повествования достаточно ироничная, местами жесткая, но от этого по странному привлекательная.

Первая остановка – аллея идолов. Здесь можно загадать самые сокровенные желания, попросить удачи и крепкого здоровья. Чтобы желание сбылось, к подножию идола необходимо бросить монетку (запаситесь мелочью перед поездкой) и приложить к дереву руку, пока загадываешь желание. К каждому идолу разную, поэтому лучше внимательно слушать инструкцию саама.

Странно только, что в жертву идолам приносят деньги… ведь обычно для обрядов использовали мясо и рога оленей…но видимо идолы не против, раз некоторые люди возвращаются сюда по нескольку раз, чтобы снова загадать желания после того, как предыдущие исполнились (если верить Витле).


Дальше по курсу большой вольер с хаски, енотом Сашей и лисицами: белой, рыжей и шоколадной. В деревне хотят вывести новый вид лисиц - молочный шоколад, поэтому их держат вместе. Еще у саамов есть голубые песцы: «Голубых песцов на Кольском полуострове осталось не больше ста особей. Мало того, что их убивают, так еще это зверь – каннибал. если в помете, например, пять щенков, у них выживает только один – самый крупный, которые съедает остальных», - рассказывает Витла.

Хаски особенно рады видеть посетителей, но сфотографироваться с ними невозможно: дольше трех секунд у одного человека они не задерживаются. Слишком много интересных личностей вокруг. Песцы мирно спят в вольере, не обращая внимания на людей, а енот пытается выклянчить угощение.


После посещения вольера заходим в загон к оленям. Как отмечает Витла, олень дружит с вами, пока у вас есть еда. Каждый посетитель получает небольшую охапку ягеля и идет покорять оленьи сердца. Главное, быть осторожными с рогами и не поднимать высоко еду, чтобы олень не почувствовал в вас соперника.


После кормежки оленей возвращаемся на главный двор. Витла делит всех на две команды – на оленей и волков. Начинаются различные традиционные саамские игры. В воздухе витает командный дух и азарт. Главное запомнить, кто в твоей команде и в какие ворота надо бить.
После победы одной из команд возвращаемся в кафе, там проводят инструктаж по технике безопасности при катании на оленьей упряжке. Действие весьма занимательное, а в голове так и крутится песня «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…». Незабываемые ощущения.
Если катания на упряжке вам мало – не переживайте, впереди еще катание на банане. Да-да, на большом надувном банане. Очень по-саамски.

Только не советую садиться первым, снег из-под снегохода будет лететь прямо на вас. Выбирайте кого-нибудь широкоплечего на первое место, чтобы быть за ним, как за каменной стеной.


После такого - самое время подкрепиться. На обед, который включен в стоимость посещения вас ждет рыбный суп с приличным куском сига и традиционный саамский чай - пакула. Его подробный рецепт хранится в тайне. Известно лишь только то, что состоит он из чаги, ягеля и сбора трав, который саами держат в секрете.
Сытым и довольным гостям Витла предлагает приобрести амулеты, заговоренные местной шаманкой и магниты.
На вопрос о фотографировании в традиционной саамской одежде, заявленной в программе, машет рукой в глубь кафе, но дверь там закрыта, а мужчина занят растолкованием назначений тех или иных амулетов. Спрашиваем еще раз, но ответа нет. Немного неприятно, но в целом не критично. Трехчасовая экскурсия прошла насыщенно, и впечатления остались хорошие.
Только непонятно, почему место называется деревней… да, на территории тут и там стоит несколько веж, но заглянув в них – в быт настоящего саама не окунешься. Эти вежи стоят больше для антуража, никто не предлагает пройти внутрь, никто не рассказывает о назначении тех или иных предметов…Да, вы можете задать все возникающие у вас вопросы в любой момент экскурсии, но вокруг столько всего интересного – взять хотя бы всеядных кроликов, которые могут есть мясо – и вопросы о вежах плавно отходят на второй план.

Фото: Большое Радио