Язык не поворачивается назвать это праздником, как указано в одном из популярных интернет-календарей. Однако нельзя отрицать, что это важная дата, необходимая для повышения осведомленности граждан о проблеме пропавших без вести людей.
Большое Радио поговорило с Ольгой Кононенко, руководителем поискового отряда «МурманСпас», который является подразделением Национального центра помощи детям, о том, зачем нужен такой день и как обстоят дела с этой проблемой в Мурманской области.
– Почему важен День пропавших без вести людей?
– Потому что люди пропадали и, как бы страшно это не звучало, будут пропадать. Нам необходимо помнить о том, что человек может нуждаться просто в помощи. Потому что пропадают не только в силу каких-то природных катаклизмов, не только в силу того, что что-то случилось на рыбалке, в поездке за грибами или просто в туристических походах. А есть такое, что человек элементарно вышел за хлебом и всё, его нет. Нет свидетельств того, куда он мог уйти, где он мог очутиться, нет свидетельств того, что была какая-то драка или человека могли похитить. Нет. Просто вышел и пропал. И нет ни тела, ни каких-либо свидетельств, где он может находиться.
Близкие таких людей не оставляют поиски, они ищут, надеются на что-то, и это правильно. Бывают случаи, когда пропавшего находили и через десять, и через пятнадцать лет. На прошлой неделе в Подмосковье, например, мужчина, достаточно возрастной, обратился за помощью к людям, потому что устал жить на улице. Но он ничего о себе не помнил. Поисковики обратились к жителям с просьбой распространить ориентировку не только в своем регионе, но и в других, и его нашла родная сестра, которая очень много лет его искала. А он в силу каких-то жизненных обстоятельств оказался бездомным и ничего не помнил.
У нас часто бывает так, что мы отстраненно к чему-то относимся, но когда что-то попадается в средствах массовой информации, те же ориентировки, мы начинаем обращать внимание. И вполне может оказаться так, что обычный человек, не поисковик, видит ориентировку в сети, а это его сосед или тот же самый бомж…Люди же оказываются на улицах не только потому что злоупотребляют спиртным или веществами, они могут оказаться на улице из-за обмана и мошенничества.
Поэтому у меня есть просьба ко всем - заходите хотя бы иногда на страницы поисковых отрядов. У каждого отряда есть альбом, он может называться по-разному, у нас это «Их ищут», просматривайте ориентировки. Может на чьей-то фотографии ваш взгляд задержится, и вы поймете, что знаете этого человека. Сообщите об этом, а мы проверим. Люди ждут. Это страшно, когда ты не знаешь, где твой близкий.
– Сколько людей пропало в Мурманске за январь 2024 года?
– В январе 2024 года нам были переданы поиски девяти человек. Семеро найдены живыми, двое из них до сих пор находятся в розыске.
– Увеличивается ли статистика пропавших без вести? Если да – почему.
– По региону нет такого, что статистика сильно упала или поднялась. Всегда все по-разному. Но радует то, что пропавших в лесу в силу возраста, а мы знаем, что ходить за грибами и ягодами у нас особенно любят люди 60+, становится меньше. Потому что семьи пытаются донести родственникам, что необходимо брать с собой телефон.Телефон обязательно должен быть с собой в лесу. Это ваша в первую очередь безопасность и ваше спокойствие.
В городе, как бы грубо не звучало, все стандартно.
– При каких условиях «МурманСпас» берется за поиск пропавших?
– В первую очередь это заявление в полицию. Если это городской поиск и нам звонят родные пропавших, первый вопрос, который мы задаем: «Подали ли вы заявление в полицию?». Люди до сих пор считают, что если не вышел трехдневный срок, нет смысла обращаться в правоохранительные органы. Это не так. Не существует никаких трех дней. Заявление о том, что человек мог пропасть, принимают сразу в любом отделении полиции, даже не обязательно туда ехать, желательно, но не обязательно. Достаточно позвонить по телефону дежурной части, либо 02, следственно-оперативная группа выедет потом на адрес и возьмёт фотографию. Но если есть возможность то, лучше лично обратиться в отделение, взять с собой свежую фотографию пропавшего, объяснить обстоятельства произошедшего. Мы беремся за поиск, если есть заявление.
Если это лесные поиски, бывает такое, что звонят нам: «Помогите супруг/папа/брат уехал в лес и на связь не выходит». В первую очередь звоните спасателям, не теряйте время. Потом звоните нам и сообщайте вводные данные. Мы созваниваемся со спасателями, потому что в лес выходим только с ними. И спасатели решают нужны ли мы на этом поиске. Если это вода, пропал рыбак, мы редко выходим. Наши спасатели грамотные люди, которые знают свою работу и делают её хорошо. Если это затянувшийся поиск, прошло дня три – четыре, мы подключаемся к поиску в том случае, если это необходимо спасательным службам. Потому что обход береговой линии — это достаточно опасно, это природная среда, она ошибок не прощает. Тоже самое с грибниками, если нужна наша помощь спасателям – мы подключаемся.
Что касается городских поисков, нам передают не всех пропавших. Основную массу «потеряшек» в городе находят сотрудники полиции. У нас бывает в месяц 10, 15, 20, 25 поисков, но на самом деле людей-то пропадает больше. Естественно, сотрудники полиции тоже знают свою работу.
Поэтому главное условие в том, чтобы о пропавших были извещены в первую очередь правоохранительные органы, если это город, и спасательные службы, если это природная среда.
– Влияет ли своевременность обращения на результаты поисков?
– Конечно. Своевременность – это первый залог успеха. Чем быстрее информация появится в сети, у правоохранителей и спасателей, тем выше шанс.
Например, зима, бабулечка 70-ти лет ушла в магазин. Если родные или соседка, с которой они договорились попить чай, забьет тревогу через час, два, три, то шанс найти бабулечку живой и невредимой зимой в Мурманске возрастает многократно, чем если пройдет часов шесть – восемь.
Мы всегда советуем: если ваш муж едет на рыбалку, узнайте все детали: как зовут человека, с которым он едет, на чьей машине, какой у неё номер, точное место отдыха.
Непросто куда-то по Серебрянке, а максимально конкретно: на каком километре планируете оставить машину, название озера или реки и т.д. Также необходимо договориться о контрольном звонке. Если человек не вышел на связь в установленное время, через полчаса поднимайте спасателей. Легче найти сейчас, чем через сутки.
Не единожды бывали случаи, когда люди сомневались, может просто связи нет, да вам спасатели сами потом спасибо скажут, если это просто нет связи, а не случилась беда. Есть поиски, которые годами висят: ушел в лес. И всё. Нет человека. А спасатели работают, работают, работают… Зона поиска увеличивается, а человек так и не находится. На надо стесняться. Если вы считаете, что что-то произошло, смело звоните в полицию, звоните спасателям, нам, поисковикам. Люди иной раз боятся, что ориентировка будет висеть в открытом доступе, но мы делаем это только с согласия заявителя. Есть ситуации, когда ориентировка не нужна. Мы начинаем прозванивать больницы, и человек находится там. Или пока мы готовим ориентировку, отзваниваются родные и сообщают, что потеряшка нашелся.
Своевременность нужна. Это жизнь и здоровье человека. А кто там что подумает, это уже проблемы тех, кто думает не в ту сторону.
– Я хочу помочь в поисках пропавших, но не являюсь волонтером. Что я могу сделать? Как стать добровольцем поискового отряда «МурманСпас»?
– У всех поисковых отрядов есть свои странички в соцсетях, мы больше пользуемся «ВКонтакте», найти нас очень легко – «Поисковый отряд «МурманСпас». В обсуждениях анкета, где люди оставляют свои данные, отвечая на вопросы, чтобы мы понимали, что человек готов делать: ездить на выезды или распечатывать листовки, потому что ориентировка – это 70% успеха.
Когда начинается какой-то сбор на поиски, мы обзваниваем добровольцев. Есть люди, которые не готовы к поискам в лесу, но они могут довести нас до этого леса.
Любой человек, который просто делает репосты ориентировок, ведь чем больше репостов, тем шире охват аудитории, это уже поисковик, это уже волонтер. Мы всегда рады каждому. У нас есть люди, которые выходят на поиски раз – два в год. Но это тоже сила и помощь. И вполне возможно, именно он найдет пропавшего в лесу или увидит в городе.
Сейчас мы проводим занятия в школах, разговариваем с учащимися, где и как гулять, где не гулять. Детки у нас умные. Я очень люблю ходить к началке, потому что очень много от них берем интересного, где-то даже свои материалы для этих уроков перекраиваем, ведь детский мозг он другой, это интересно. С ребятами постарше разговариваем на тему безопасного интернета.
Люди нужны всегда. И мы всегда будем рады всем, кто к нам присоединится. Спасибо всем средствам массовой информации, которые освещают нашу деятельность.
Фото: Екатерина Громова