Историю одного из самых больших кораблекрушений XX века не знает только ленивый. Гибель «Титаника» положила начало разработке Международной конвенции по охране человеческой жизни на море. А 15 апреля стал Национальным днем памяти.

Большое Радио совместно с Дмитрием Беляевым, преподавателем истории Костромского государственного университета, преподавателем медицинского колледжа имени Героя Советского Союза С.А. Богомолова собрало для вас 10 важных фактов о «непотопляемом» лайнере.

1. Титан среди лайнеров

«Титаник» был техническим чудом своего времени. Его длина составляла 269 метров, ширина — около 30 метров. Высота лайнера от ватерлинии до самой верхней шлюпочной палубы — 18,5 метров. Если считать от киля до верхней точки первой трубы, то получалось 53 метра. Осадка лайнера составляла 10,5 метров, а водоизмещение равнялось 52 310 тоннам.

2. Самонадеянность и отвага

Так как радиооборудование на «Титанике» включало в себя один из мощнейших радиопередатчиков, который мог выходить на связь с судами и береговыми станциями в радиусе 630 км днём и до 1600 км ночью, а вера в его непотопляемость была чуть ли не слоганом компании – на судне не было красных сигнальных ракет. Белые сигнальные ракеты, которые использовал экипаж во время трагедии, были восприняты экипажем парома «Калифорниэн», который находился примерно в 1 ч. 6 мин. — 1 ч. 20 мин. полного хода от места бедствия, как фейерверк.  

3. Сколько минут нужно, чтобы утопить «Титаник»?

14 апреля, в 23:39, двое впередсмотрящих заметили айсберг прямо по курсу и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок тут же скомандовал: «Лево руля». Многотонному кораблю потребовалось примерно полминуты, чтобы нос «Титаника» начал клониться налево. В конечном счёте видимая часть айсберга «разминулась» с кораблём, не задев правый борт. Однако подводная его часть сделала шесть пробоин ниже ватерлинии. Как выяснилось впоследствии, на изготовление заклёпок компания «Харленд энд Вулф» закупала железо недостаточно высокого качества, и они не выдержали столкновение с айсбергом.

Около 02:20 15 апреля «Титаник» полностью скрылся под океанской водой. Лайнер был настолько огромен, что тонул 160 минут.

4. Рок или проклятие?

Знаменитый корабль испытывал трудности не только из-за человеческого фактора.

Незадолго до выхода «Титаника» в рейс над северной Атлантикой при слиянии двух антициклонов произошла их регенерация. В результате в начале апреля в западной Атлантике дул северный и северо-западный ветер. Так как направления ветра и холодного Лабрадорского течения совпали, айсберги достигли трансатлантических судоходных путей на месяц раньше обычного.

Кроме того, проникновению многочисленных плавучих льдов на южную трансатлантическую трассу, по которой следовал «Титаник», также способствовали высокие приливы, вызванные рекордным приближением Луны к Земле. В январе 1912 г. расстояние между Землёй и Луной достигло минимальной величины за последние 1400 лет. В свою очередь, земной шар в этот период времени подошёл к Солнцу на максимально близкое расстояние.

5. 46 моряков

Корабельная команда состояла из 908 человек, из них многие не прошли спецподготовку: стюарды, кочегары, штивщики, коки. Квалифицированных моряков было всего 46: 39 матросов и семь офицеров, помощников капитана. Причём некоторые из матросов не успели хорошо ознакомиться с устройством «Титаника», так как их приняли на службу всего за несколько суток до отплытия.

6. Как появилось требование проверять частоту SOS в 15 и 45 минут каждый час

В 23:30 радист «Титаника» Филлипс и радист «Калифорниэна» Эванс общались между собой. В самом конце этого диалога Филлипс достаточно грубо попросил Эванса не засорять эфир. После этого радист «Калифорниэна» просто отключил питание в радиорубке и пошёл спать. А через 10 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. Спустя ещё некоторое время «Титаник» отправил первый сигнал бедствия, но на «Калифорниэне» его уже не могли принять, хотя этот корабль был ближе всего к месту столкновения.

7. Большой рекорд маленького лайнера

Сигналы бедствия приняли несколько кораблей, но почти все они были далеко от «Титаника» В 00:25 сообщение о трагедии на «Титанике» получило судно «Карпатия». Оно находилось на расстоянии 58 миль (93 километра) от места крушения. Не раздумывая ни секунды, молодой капитан «Карпатии» Артур Рострон направил своё судно в этот район.  

Необходимо понимать, что нельзя разогнать корабль больше максимально допустимой скорости. Для «Карпатии» — в режиме «сделай или умри» — это 14 узлов. Уворачиваясь от айсбергов, в темноте и на морозе, в окружении тумана, с риском взорвать паровые двигатели из-за нагрузки, она выдержала скорость почти 17,5 узлов. Рекорд, спорящий с законами физики.

Ради такой скорости на судне были выключены все приборы, работающие на электричестве, и отопление. Пассажиры лайнера жертвовали свою одежду и одеяла, чтобы хватило всем спасенным, коки заготавливали горячий суп, чай и кофе, столовые были превращены в сортировочные и пункты первой помощи.

Чуть более трех часов спустя они достигли последних известных координат «Титаника» с момента получения сигнала бедствия.  

Ни один корабль, прибывший на место крушения после «Карпатии», не нашел ни одного выжившего. Этот корабль поднял на борт 712 человек, после чего взял курс на Нью-Йорк.

8. В пучине морской нашли последний приют

Число погибших в этом кораблекрушении составило, по разным сведениям, от 1490 до 1640 человек (точную цифру трудно назвать, потому что на «Титанике» оказалось много безбилетников). Таким образом, сумели спастись 60% пассажиров из кают первого класса, 44% — из кают второго класса, 25% — из тех, кто купил билеты третьего класса.

На борту имелось всего 20 спасательных шлюпок общей номинальной вместимостью 1 178 человек при полной вместимости лайнера 3 547 человек.

9. Четыре тысячи метров под водой

Легендарный корабль обнаружила в 1985 году группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда. Лайнер пролежал на дне 73 года. Выяснилось, что под громадным давлением воды «Титаник» (глубина здесь была около 4000 метров) развалился на три части. Его обломки были раскиданы по площади радиусом 1,6 километров. Первой нашли носовую часть судна, которая, видимо, из-за своей большой массы сильно ушла в грунт. В 800 метрах от неё была обнаружена корма. Неподалёку были замечены и останки средней части.

В ходе последующих экспедиций со дна подняли более 6 000 предметов быта, которые оценили на сумму в 110 миллионов долларов. Эти предметы выставлялись в тематических экспозициях или распродавались с аукционов. Как заявляют специалисты полностью поднять лайнер невозможно.

10. «Титаник» в мировой культуре

Первая книга о «Титанике» была написана, как это ни парадоксально, задолго до его крушения. Малоизвестный американский писатель Морган Робертсон выпустил повесть «Тщетность, или Гибель Титана» в 1898 году, за 14 лет до трагедии. В ней описывался будто бы непотопляемый корабль «Титан», потерпевший катастрофу апрельской ночью, столкнувшись с неким айсбергом. Шлюпок на «Титане» было недостаточно, и поэтому многие пассажиры погибли. Необычно, но ключевые технические характеристики вымышленного «Титана» были похожи на характеристики реального «Титаника».

Первый художественный фильм о трагедии был выпущен в мае того же 1912 года — он назывался «Спасшаяся с «Титаника». Его длительность составляла 10 минут, он был немым и чёрно-белым. Главную роль играла Дороти Гибсон, актриса, которая была пассажиром «Титаника» и нашла своё спасение в шлюпке номер семь.

Самый известный фильм о лайнере снял Джеймс Камерон. Его картина всколыхнула интерес к трагедии, а фильм завоевал одиннадцать премий «Оскар» и долгое время считался самым кассовым фильмом в истории.

 

Фото сгенерировано нейросетью