О том, насколько хрупка экосистема Кольского полуострова, детям говорят с дошкольного возраста. Каждый северянин хотя бы раз слышал, как долго в Заполярье растут деревья и восстанавливается природа. Более 10 дней мурманчан и журналистов беспокоит вопрос загрязнения побережья Кольского залива нефтепродуктами. Камни в черных липких пятнах, устойчивый запах мазута, и птичьи перья, прилипшие к вязким лужам, как напоминание о том, что кто-то о бережливом отношении к экологии забыл или, как говорится в народе, «забил».

На месте разлива мы застали уборку: трудились несколько человек, собирая мазут руками. Но побережье осталось грязным. Кто виноват и что делать? «Большое Радио» обратилось за ответами в компетентные органы. В природоохранной прокуратуре нам пояснили, что расследованием вопроса сейчас занимается Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.

В БАМУ на вопрос о масштабах загрязнения и количестве мазута, которое могло попасть в воду, нам ответили, что данные будут рассчитаны по результатам проведенных исследований и экспертиз. Специалисты управления совместно с сотрудниками лаборатории ЦЛАТИ на прошлой неделе провели несколько выездных проверок и, ожидаемо, факт загрязнения подтвердили. «Предположительно, мазут» - сообщает официальный документ. Пробы воды тоже отобраны, но результатов нам не предоставили, вероятно, экспертизы еще идут. Загрязнение обозначается как «значительное».

В разливе того самого «предположительно мазута» на побережье пока виновного не объявили. Однако, в официальном документе ответа есть очень интересная (и, анализируя комментарии жителей под постами о мазуте, ожидаемая) информация:

«Учитывая, что в районе разлива нефтепродуктов иных объектов в производственной деятельности которых используются нефтепродукты (мазут), отсутствуют, АО «Мурманская ТЭЦ» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды. Заявление о согласовании внеплановой проверки направлено в прокуратуру Мурманской области», - указано в документе за подписью и.о. руководителя БАМУ Е.С. Чернятьевой (орфография и пунктуация сохранены).

Проще говоря, разлить мазут было больше некому. Можно ли из этих данных сделать вывод, что подозреваемый в загрязнении найден? Или будут версии о «неустановленных третьих лицах»? И самое интересное – какая реакция последует от надзорных органов дальше, ведь «предостережение о недопустимости нарушения» трудно назвать соразмерным наказанием?

Фото: Мария Благова