Сегодня всю страну потрясла история, произошедшая в школе в Одинцово. В школе в посёлке Горки-2 девятиклассник напал с ножом на детей и охранника. Парень был замкнутым, его называли «тихим и спокойным мальчиком», учился на 3 и 4. При этом, как сообщают СМИ, пятнадцатилетний Тимофей увлекался радикальной субкультурой и ненавидел людей по национальному признаку. Во время нападения сохранял хладнокровие и, убив десятилетнего мальчика, сделал селфи на фоне тела. И самое ужасное, что одинцовская трагедия не первая и даже не вторая за последние годы.

Что побуждает школьников убивать сверстников и учителей? Можно ли предотвратить трагедию? На что должен обратить внимание каждый взрослый? На эти вопросы «Большому Радио» ответила мурманский психолог Алёна Славянкова.

«Эта трагедия, как и другие подобные, не результат одной причины. Это всегда сложный, многослойный клубок факторов, который в определенный момент приводит к таким событиям. В центре — подросток в состоянии глубокого внутреннего кризиса. Часто это переживание изоляции, отверженности (реальной или мнимой), чувство беспомощности, несправедливости, накопившаяся ярость, с которой психика не справляется. Может присутствовать депрессия, травля (буллинг) или, наоборот, опыт изгоя», — пояснила психолог.

Что толкает подростка на насилие? Ответ очень прост, хотя и очень печален: острая потребность в признании. Подросток остро нуждается в чувстве контроля над хаотичным миром и своей жизнью, но не находит для этого социально приемлемых, доступных ему способов. Почему это происходит и как развивается кризис? Что упускаем мы, взрослые?

«Отсутствие доверительного контакта с родителями, полное игнорирование. Ребенок может чувствовать себя невидимым или непонятым в самой важной для него среде. А в школе — травля со стороны сверстников или учителей, отсутствие механизмов своевременного выявления и помощи страдающим детям», — отмечает Славянкова.

Каждый случай, безусловно, индивидуален. Однако есть общие черты. В таком состоянии дети особенно подвержены влиянию деструктивного контента в сети. Можно сказать, он становится единственным другом, подросток начинает доверять радикальным сообществам и чувствовать от них ту самую необходимую поддержку, не понимая, к чему его ведут.

Несомненно, каждому ребенку, чья психика травмирована теми или иными обстоятельствами, а гормональные изменения усугубляют ситуацию, необходима помощь старших: родителей, учителей, школьного психолога, тренера, соседей. Это в той или иной степени ответственность каждого взрослого, считает психолог.

На какие особенности поведения нужно обратить внимание? Как понять, что подростку нужна помощь, что он чувствует себя ненужным или терпит травлю, но не готов сказать взрослым?

Один из первых признаков: резкая и стойкая социальная изоляция. Подросток полностью уходит в себя, разрывает последние социальные связи, проводит все время в одиночестве в своей комнате или в сети. Теряет аппетит, может резко стать жестоким. Здесь же важно обратить внимание на резкие изменения во внешности или, наоборот, неряшливость. Родитель должен быть в курсе интересов ребёнка. И внимательно относиться к его шуткам. Якобы случайно брошенная фраза может быть последней попыткой подростка обратить на себя внимание:

«Тревожный звонок: интерес к «предметной» подготовке: оружию, взрывчатым веществам, тактической экипировке, составление схем, планов школы. Воспринимайте все, что говорит подросток, серьёзно. Угрозы могут звучать и как шутка, как гипотеза «вот бы всех тут...». Или, например, стать постом в социальной сети».  

Взрослые, в первую очередь родители, должны выстраивать и поддерживать доверительный контакт с несовершеннолетним. И, самое главное, не в формате допроса или отчета об учебе, а простое и тёплое: «Как ты себя чувствуешь?», «Что для тебя сейчас самое трудное?».

«Не нужно стыдиться обращаться за помощью, — говорит Алёна Славянкова. — Если вы видите тревожные признаки, но не можете «достучаться» — это повод обратиться к школьному психологу, частному психологу или психиатру. Это не предательство, а проявление заботы».

При этом всем: родственникам, соседям, знакомым не нужно быть равнодушными. Если вы заметили тревожное поведение у подростка в своем окружении — тактично поговорите с его родителями. Ваша осторожная наблюдательность со стороны может помочь. Лучше выслушать ребёнка, спасти жизнь, чем после молча и со слезами на глазах смотреть видео с места происшествий. И слушать рыдания матери, у которой сегодня так жестоко и абсолютно безвинно убили ребёнка.

Фото: Екатерина Громова