Рустем Булатов (гр. Lumen): «Мы политикой никогда не занимались» [ВИДЕО] - Новости Мурманска и Мурманской области - Большое Радио
Апрель 2017
ПНВТСРЧТПТСБВС
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сегодня в эфире
08:00
Утро с Романом Мурачевым
09:30
Точка Зрения
10:00
Утро с Романом Мурачевым
12:00
Дневной FM
17:30
Три в квадрате
21:00
Вечерний концерт «Исполнение желаний»
23:00
Музыкальный эфир
Точка зрения
28.03, 11:35
«Снежинка» и «Сопки» работают для мурманчан! Точка зрения.
27.03, 14:55
В Заполярье пройдёт Всероссийская ярмарка «Работа России. Время возможностей». Точка зрения.
27.03, 11:52
Артисты группы «До-ми-но» приготовили для мурманчан новую программу. Точка зрения.
26.03, 15:00
Способы самоподдержки в условиях стресса. Точка зрения.
Большой привал
28.03, 10:50
В программе «Большой привал» директор Мурманского областного краеведческого музея Елена Собашникова
Опрос
Как Вы слушаете Большое Радио?
В машине
Через плеер на сайте
Не слушаю, смотрю видеотрансляцию
Другое

Для участия в опросе вам необходимо войти или зарегистрироваться

Рустем Булатов (гр. Lumen): «Мы политикой никогда не занимались» [ВИДЕО]

05.04.2017, 12:22

Это — продолжение беседы с лидером группы Lumen Рустемом Булатовым. Читайте начало здесь!

Анна Будовская: Что касается музыки, то здесь, по крайней мере, спасибо за такой хороший, развернутый, в общем-то, анализ. Здесь ваше творчество у меня восстановилась в понимании, а что касается самой вашей гражданской позиции, вот если, например, так или иначе, все-таки заставляет задумываться над этим мировым процессом, и стремлением, скажем, к какому-то единению, пацифизму, отсутствию войны, вот если говорить о гражданской позиции — вашей лично — какова она? Я имею в виду, может быть, ваше участие в каких-то политических движениях, акциях протеста, в митингах… вот помимо исполнения песен, она выражается еще в чем-то?

Рустем Булатов: Безусловно, мы никогда не стеснялись высказывать свою гражданскую позицию по многим вопросам. В политике как таковой мы непосредственное участие не принимали и не принимаем до сих пор, потому что политика под собой подразумевает стремление к власти. То есть, если ты занимаешься политикой, ты должен отвечать одному из двух требований: ты или сам хочешь попасть во власть, или ты знаешь граждан, людей, которых ты хочешь во власть привести. Все. Если твоя деятельность никоим образом с этими двумя вопросами не связана, то ты политикой не занимаешься. Политика только про власть. Все остальное — это деятельность уже общественная, гражданская. Мы политикой никогда не занимались, нам самим во власть не хочется и, к сожалению, за все те годы, пока я живу, не было политика, про которого бы я мог сказать: «Ребята, а вот этот человек — то, что нужно России! Давайте-давайте за ним вместе пойдем!».

Анна Будовская: Хорошо, а если вернуться в прошлое, есть такой образ? Есть тот политический лидер, национальный лидер из прошлого, которого вы бы выделили, возможно, не только касаемо России?

Рустем Булатов: Конечно, есть такие люди, но практически так получается, что их деятельность связана больше с разными формами борьбы против колониализма. То есть, это, безусловно, герои кубинской революции, в большей мере, конечно, Эрнесто Че Гевара просто как очень большой мечтатель, который, несмотря на то, что его соратники по борьбе и друзья по партии предоставили ему возможность трудиться в кабинетах и занимать какие-то посты, кресла, несмотря на это, он выбрал для себя совершенно другой путь и отправился устраивать революцию сначала в Африку, потом в Южную Америку, где потерпел сокрушительное поражение. Но вот эта вот его мечта, его звезда, которая ему не давала сидеть на месте и двигала вперед — я понимаю, что, несмотря на то, что он пытался там каких-то этих целей добиться именно насильственным путем, я понимаю, что двигало им все-таки желание перемен к лучшему, желание освободить другие народы от колониального гнета, а для Африки и Южной Америки в то время это было крайне актуально. Другой пример — это, конечно, Ганди. Потому что то, каким образом он достиг победы, это что-то невероятное даже по сегодняшним временам.

Анна Будовская: И тот, и другой пример — они, конечно, действительно абсолютно особые люди в истории, и в большей степени все-таки это связано с сопротивлением (Ганди — в меньшей степени), а если говорить о той же самой Европе? Вот Шарль де Голль, например? Лично у меня какой-то образ такой сейчас вспомнился, вот здесь нету такого сильного посыла к революции, к восстаниям, к борьбе, но, тем не менее, но для Франции это абсолютно такой символ свободы, демократии. Вот эта личность не отвечает вашим взглядам?

Рустем Булатов:  Очень тяжело оценивать политиков других странах, но я могу сказать, что основы тех проблем, которые сейчас существуют во Франции, основы этих проблем с мигрантами заложил как раз-таки Шарль де Голль, который способствовал появлению первых законов, позволивших гражданам Алжира и других стран, которые были колониями Франции, в упрощенном порядке попадать на территорию Франции, где они далеко не все приняли европейские ценности как модель для самореализации и не сумели ассимилироваться во французском обществе, вот эти проблемы, чем они выливаются во Франции сейчас, мы можем увидеть, при том, что де Голль, конечно, великий политик.

Анна Будовская: Давайте вернемся к музыке. По вашему мнению, что музыка может сделать, если приводить пример высказывания вашей землячки Земфиры, она абсолютно убеждена, что музыка — это субстанция, которая объединяет всех и способна просто преграды взламывать на своем пути. Вот для вас музыка и песни — это песни созидания, или то, что заставляет нас действовать? Или музыка — нечто эстетическое, ей надо наслаждаться, слушать и размышлять?

Рустем Булатов: Давайте я просто перечислю примеры. «Вставай, страна огромная», «Марсельеза», «Интернационал», «Imagine». Это не просто песни, это не обязательно развлечение, entertainment в чистом виде, нет. Там, конечно, может быть нечто большее, другой вопрос в том, что оно там не обязано быть. Музыка — она как в старой советской песне «нам песня строить и жить помогает», все люди разные, и я совершенно спокойно понимаю, что есть люди, которым то, что мы несем, совершенно не нужно: «Зачем ты меня будешь вот этим всем грузить, что-то мне рассказывать? Я отдохнуть хочу!».

Анна Будовская: Но если говорить о вашей публике, ваша публика достаточно разношерстна, я смотрела ваше выступление в интернете, я не была, к сожалению, ни на одном вашем живом концерте, но это мощное впечатление даже с экрана монитора, и нельзя сказать, что есть одна субкультура, которую можно наблюдать на концертах, скажем, группы «Ночные снайперы». У вас разный возраст, нет какой-то конкретной единицы образа. За счет чего у вашей группы такой широкий охват аудитории? Как вы считаете?

Рустем Булатов: Понятия не имею, честно. Мы очень мало занимаемся анализом и не стараемся очень сильно пытаться осмыслить вот эту сторону вопроса, потому что любой подобный анализ будет вести к тому, что подспудно, так или иначе, ты будешь пытаться учитывать результаты анализа, если ты понимаешь, что на концерте, в основном, молодежь…

Анна Будовская: Вы не хотите, чтобы внутри был некий соблазн работать на поддачу этой публике?

Рустем Булатов: Да. Хочется заниматься только тем, что нам самим близко. Мы за свободу творчества, мы все время записываем непохожие друг на друга альбомы, и если себе отдавать какие-то отчеты: «А кто приходит на концерты?», это может даже на каком-то подсознательном уровне потом мешать быть честным.

Анна Будовская: А как воспринимается публикой ваше новое творение вашими поклонниками?

Рустем Булатов: С пониманием. Очень хорошо.

Анна Будовская: То есть, есть отзыв? Бывает же, что даже у группы ДДТ есть альбомы, а потом, даже по Мурманску можно судить, привозят очень серьезную, мощную программу новую, и она находит достаточно прохладный отклик, все просят хиты, но у вас в этом смысле, наверное, более искушенная публика?

Рустем Булатов: Да нет! У нас был тур акустический, когда мы ехали с программой «Нет времени для любви», и у людей очень странное сложилось представление о том, что такое акустика.

Анна Будовская: В вашем исполнении?

Рустем Булатов: Нет, в принципе в нашей стране почему-то у многих акустическая программа ассоциировалась с тем, что на сцене будет находиться вокалист, рядом на стульчике будет сидеть гитарист, и вот, собственно, под аккомпанемент одной гитары будут перепеваться самые известные песни, причем, порой, очень плохо переаранжированные для этого. А у нас была полновесная программа, где были все инструменты, и барабаны, и бас был акустический, и гитар там было море, в какой-то момент у нас на сцене было 4 гитариста, потому что подключались и наш директор, и наш техник, подыгрывали, потому что не хватало рук, чтобы исполнить все то, что мы хотели исполнить, мы приглашали в каждом городе тура трубачей для того, чтобы они исполняли сольные партии в 3–4 песнях. Все это прошло замечательно, но первоначальное отношение людей к этой программе, к этому альбому было достаточно прохладное и скептическое, но мы по результатам тура, в самом его конце, в Москве в театре Мейерхольда записали эту программу, нам очень хотелось ее зафиксировать, и выпустили альбом, видеоальбом, который называется «Акустика», он сейчас есть в свободном доступе в интернете, и прошло буквально год-полтора, и нас начали спрашивать, когда следующий акустический тур. Я только о том, что не все сразу находит отклик, все приходит со временем, и ДДТ, наверное, были с программой «Прозрачный альбом»?

Анна Будовская: Да, «Прозрачный альбом».

Рустем Булатов: Мне он понравился, очень хорошая пластинка, я уверен, что со временем люди ее распробуют.

Анна Будовская: Хотелось бы спросить, часто ли вы в контексте тура бываете на каких-то радиостанциях? Именно в глубинке.

Рустем Булатов: Случается. В этом туре на радио не в столичных городах, мы в 4–5-й раз.

Анна Будовская: А есть станция, которая отвечает вашим собственным музыкальным запросам? Что вы слушаете, если слушаете радио?

Рустем Булатов: Я слушаю новостные радиостанции. Это все разговорные из тех, которые есть в Уфе, у нас их 3, я их переключаю.

Анна Будовская: А если говорить о каких-то новых проектах, фильмах, книгах… за последнее время что вас обрадовало, если хватает времени на книги, на фильмы?

Рустем Булатов: Хватает времени на книги и фильмы. Я в туре прочитал «Легенду о Бомбере» Веллера [на самом деле, книга называется «Баллада о Бомбере» — Ред.], сборник произведений, который включает в себя рассказы, повести, одноименная «Легенда о Бомбере», еще там был «Викинг», еще была какая-то пародия на боевик девяностых. Мне нравится творчество Михаила Веллера, я и отдохнул, и поразмыслил, мне понравилось. Из фильмов — очень много говорят про наше российское кино, и очень много плохого, как-то вот есть такой тренд молодежной, что наши снимать ничего не умеют. Это очень поверхностное суждение. Всем ребятам молодым очень советую новый фильм Бондарчука «Притяжение», потрясающий фильм, очень хорошая работа в духе советской телевизионной фантастики, и это прекрасно, я считаю, что это, наверное, лично для меня — лучшая работа этого режиссера из всех при всех, какие я видел, а я видел много. Для людей постарше, для тех, кто понимает, кто такие барды и что это было в Советском Союзе, и кем они до сих пор… там многие легендами являются, очень советую фильм, который называется «Кино про Алексеева», очень хороший фильм, Алексеев — это собирательный такой образ, такая очень созерцательная картина, но она меня сильно впечатлила. Еще в туре уже посмотрели фильм, по-моему, новозеландский, «Охота на диких людей», тоже очень добрый фильм, который понравился и запомнился.

Анна Будовская: У нас на радиостанции есть ваша рьяная поклонница Дарья, она накидала мне некоторые вопросы, которые я не могу не озвучить…

Рустем Булатов: Дарье привет!

Анна Будовская: Она говорит, что концерты Lumen — это всегда очень мощное, эмоционально драйвовое мероприятие, и девушек там не так много, как сильной половины человечества. Она говорит, что иногда побаивается, что кажется, что то, что вы делаете, это шаманство со сцены, и то, как публика вас поддерживает, сильнейший обмен энергетическими дугами — как бы остаться живой и невредимой? Инструкция по выживанию на ваших концертах — вы как-то вообще этот момент контролируете?

Рустем Булатов: Вообще, у нас как-то слушателей поровну приходит, девушек достаточно много всегда, мне со сцены кажется, что одинаково. Во-вторых, на концертах рок-групп, которые играют музыку потяжелее, велика вероятность того, что возникнет то, что называется слэм — это когда ребята в центре зала начинают имитацию драки, там происходит такая толкотня, это очень мощный выброс энергии, как правило, организовывая все это, ребята делают такое себе кольцо для того, чтобы не зацепить, если это случилось, нужно просто отойти, ребята там потолкаются, побесятся, и все будет хорошо.

Анна Будовская: Еще вопрос от Дарьи: «У вас два сына. Вы как-то прививается вкус к хорошей музыке, как ваши сыновья воспринимают, что их папа знаменит, что их папа — музыкант, который имеет мощную аудиторию, поддержку?».

Рустем Булатов: Спокойно. Они во многом еще не понимают, что это такое.

Анна Будовская: На концертах не бывают на ваших?

Рустем Булатов: Очень редко. Давно не бывали. Мне кажется, нужно им еще немножко подрасти. У нас все время так получается, что концерты в родном городе достаточно поздно начинаются, это совсем будет удар по графику. Потом ведь, это перевозбуждение ничем не унять, там же, помимо каких-то мыслей и музыки, еще и то, что относится к шаманству, это очень громко, это очень ярко, поэтому — позже. Вкус практически не прививаю, нет желания какого-то давить. Я их с музыкой, с фильмами, с книгами знакомлю, если я вижу, что «не по адресу», «не заходит», то я совершенно спокоен. Но у них вообще такой вкус собирательный, они слушают очень разную музыку.

Анна Будовская: Если говорить о русском роке вообще, о том, что он сейчас претерпевает, я в одной из рецензий на ваш альбом «Хроника бешеных дней» прочитала, что автор, не запомнила его фамилию, вас как группу ассоциирует и отсылает к такой группе, как «Гражданская оборона». Lumen — это «Гражданская оборона» нашего времени. Сейчас, в силу того, что у нас есть оппозиционное движение и даже волна популярности оппозиционных движений, в частности, если говорить о федеральных центрах, если говорить о русском роке, есть развитие русского рока, или будет будущее в музыке, русской музыке, за музыкой протеста?

Рустем Булатов: Я не совсем понимаю вопрос.

Анна Будовская: [смеется]Наш русский рок… русский рок, который, в принципе, зарождался тогда еще, в 80-е, конец 70-х, это была, в том числе, и музыка протеста, а сейчас как такового русского рока и с лирическими составляющими, да, вот те команды, которые в прошлом мы знаем, их в современном музыкальном нашем русском течении я не могу конкретно назвать, какая команда отвечает, что да, это именно русская рок-команда. Вот появляется команда, поющая русскую музыку, но с какой-то вот такой протестной составляющей…

Рустем Булатов: Теперь понял, в чем вопрос.

Анна Будовская: В том числе, и ваша команда: вы как себя называете? Вы русский рок, вы альтернативная музыка?

Рустем Булатов: Мы себя просто называем «рок-группа». То, что мы делаем, — это рок. С этим никто не спорит. Все остальные поднаименования…

Анна Будовская: Русский, башкирский…

Рустем Булатов: Русский, башкирский, панк-рок, альтернативный рок — вся эта классификация, люблю эту мысль повторять и не откажу себе в удовольствии, она очень удобна представителям музыкальной индустрии как торговли. Когда у тебя есть набор ярлыков, тебе очень неудобно заниматься продажами. Тебе нравится Exploited? Ну, хорошо, вот полка с панк-роком, поищи там, кто еще играет похожую музыку. Любишь heavy metal? Вот тут вот такие коллективы. А вот это мы зовем «арт-рок», а вот это мы назовем «альтернатива», и все по полочкам, все очень удобно продавать. Смысла в этом не вижу вообще никакого, потому что музыка (как любое творчество вообще) — оно тебя или цепляет, или не цепляет, а если оно тебя цепляет, то какая разница, как она называется? Если тебе это близко, неужели есть на свете люди, которые услышат песню, и она им понравится очень сильно, и человек этот был такой прожженный рокер, а потом ему скажут, что это была хип-хоп композиция, и что? Неужели это его заставит от этой песни отказаться? Не поверю никогда! Поэтому не в ярлыках дело и не в них счастье.

Анна Будовская: Спасибо вам большое за эфир, и последний вопрос: Lumen переводится с латинского как «свет». Яркое название, мощное.

Рустем Булатов: Мы думали, что мы его поменяем когда-нибудь.

Анна Будовская: Видите, не получилось. А что освещает вашу жизнь?

Рустем Булатов: Самые главные вещи: любовь, дружба и любимое дело, которым мы занимаемся.

Анна Будовская: Вы счастливый человек?

Рустем Булатов: Да. Мне для счастья не хватает, на самом деле, малость: чтобы все на свете про себя могли так сказать, что у них все хорошо, есть, где жить, есть, что есть, а все остальное уже зависит от каждого человека. Любовь, дружба любимое дело — это то, чего человек должен достичь сам.

Анна Будовская:  Большое спасибо за эфир и за такие светлые мысли, я вам желаю тоже не менее светлой энергетики, отличного зала, чтобы все сложилось, приезжайте в Заполярье еще, приходите к нам еще!

Рустем Булатов: С удовольствием, с огромным удовольствием!

Анна Будовская: Я напомню, что сегодня в гостях в программе «Студия ТранZит» был Рустем Булатов, фронтмен, вокалист, автор текстов группы Lumen.

Рустем Булатов: Спасибо всем, кто слушал!

Нашли ошибку в тексте?
Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

FM-вещание
Мурманск
Кола
Мурмаши
Североморск
Полярный
Снежногорск
Гаджиево
Верхнетуломский
Заполярный
Никель
Спутник
Печенга
Луостари
Киркенес
Вадсё
Вардё
Мончегорск
Оленегорск
Студия ТранZит
26.03, 12:00
Студия транзит представляет: петрозаводский камерный хор «Tellervo»!
Три в квадрате
29.03, 12:00
Информационный проект «Три в квадрате». 28.03.2024
28.03, 11:20
Информационный проект «Три в квадрате». 27.03.2024
27.03, 11:40
Информационный проект «Три в квадрате». 26.03.2024
26.03, 11:40
Информационный проект «Три в квадрате». 25.03.2024