«По традиции, каждый год» мы с друзьями-автолюбителями находим в своих почтовых ящиках так называемые «письма счастья» от налоговой службы, которая исправно напоминает о необходимости совершения ежегодного взноса за владение своей железной лошадкой. Транспортный налог является обязательной выплатой денежных средств за регистрацию автомобиля на территории Российской Федерации. Данные начисления относятся к региональным, а это значит, что местные власти каждого города вольны самостоятельно устанавливать форму денежной отчетности, ее размер и всевозможные льготы. Однако повсеместно сумма транспортного налога наносит ощутимый урон по кошелькам автолюбителей, в связи с чем вопрос отмены транспортного налога поднимался неоднократно. С периодичностью один раз в пять лет власти хватаются за умы и приступают к поиску альтернатив, которые позволили бы скинуть денежное бремя с плеч автомобилистов и заполнить пробелы в региональном бюджете. В 2017 году чиновники вновь заявили о необходимости отмены транспортного налога, но представители экономического блока в правительстве их инициативу не поддержали. Ведущие программы «Послевкусие» Александра Ретунская и Пётр Болычев решили обсудить в сегодняшнем эфире наболевшую автомобильную тему и спросить у слушателей Большого Радио их точку зрения на данный вопрос. Стоит ли отменять транспортный налог? Что может стать альтернативным источником пополнения региональной казны, встав на замену старому доброму налогу на авто?
Реализовать приблизительный план продуктивной борьбы с высокими налоговыми сборами предложила спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко на сегодняшнем совещании. По ее мнению, идея отменить транспортный налог и вместо него повысить акцизы на бензин является вполне справедливой и правомерной. Сегодня транспортный налог един для всех и не предполагает каких-либо льгот для разных категорий граждан. По словам Марины Ковтун, это представляет собой серьезный недочет, который необходимо нивелировать. К примеру, сегодня ТН часто взимается в полном объёме с тех, кто редко пользуется личным транспортом или не пользуется им вообще. К данной категории граждан подходят, например, пенсионеры или лица с ограничением физических возможностей. В течение часа слушатели программы «Послевкусие» складывали на чаши весов сумму транспортного налога и акцизных подорожаний, пытаясь определить разницу между отменой одного метода регулирования экономики и заменой его другим.
В числе первых на связь с ведущими вышел Эдуард, которого инициатива спикера Совета Федерации едва ли смогла удивить и сбить с панталыку. По мнению Эдуарда, «это абсолютно нормально и ожидаемо»: «Все мы идем в одной колонне, приветствуя нашу политическую программу. Сейчас нефть стремительно дешевеет, в связи с чем резко встает вопрос, а где теперь брать деньги и компенсировать выпадающий доход»? На самом деле, в словах Эдуарда есть доля истины, которая не раз была приведена и аргументирована экспертами. Так, аналитики предполагают, что отмена транспортного налога может нанести дополнительной урон и без того шаткому экономическому положению страны. По общему подсчету, отменив транспортный налог, государство потеряет порядка 146 млрд рублей. И эта сумма, безусловно, будет возрастать прямо пропорционально количеству новых машин, выезжающих на дорогу. Пожалуй, именно эту причину можно назвать одной из основных проблем, встающих на пути отмены транспортного налога. Как видно, ежегодный автовзнос достаточно успешно работает на государство. А каковы же плюсы транспортного налога для владельцев железных коней? Ряд нехитрых логических рассуждений приводит к мысли о том, что автомобильная выплата являет собой множество проблем для участников дорожного движения, находящихся за рулем. Так, транспортный налог ежегодно выплачивают все граждане, у которых личное авто входит в список имущества. То есть денежная выплата будет одинаковой как для любителей регулярной езды на авто, так и для людей, которые могут использовать автомобиль один раз в год, отправляясь в отпуск.
В числе других недоработок стоит принцип расчета размера налога, исходя из мощности автомобиля. Чем больше под капотом лошадей, тем больше денег автовладелец «отнесёт» в региональную казну.
Ну и наконец, самым колким и несправедливым недочетом транспортного налога является его так называемая двойственность. Помимо ежегодного взноса российские автолюбители вынуждены постоянно оплачивать акциз на бензин. Руководство страны регулярно пересматривает систему транспортного налогообложения, зачастую приходя к выводу, что единственным верным способом здесь может стать включение данного сбора в акциз на бензин. Однако не стоит забывать, что рост цен на топливо является одной из самых больных тем для автомобилистов, которые готовы сплотиться и соорудить баррикады каждый раз, когда обновляется «денежное» табло на АЗС. К тому же общая сумма, уходящая в год на бензин, при высоком подорожании топлива может составить примерно ту же сумму, что и ежегодный транспортный налог. Эту точку зрения подтвердил слушатель Александр, который провел нетрудные математические подсчеты и выяснил, в какую стоимость тогда ему будет обходиться заправка автомобиля: «Если представить, что топливо подорожает всего на полтора рубля, то потеряем мы тогда немного. Однако куда тогда пойдут деньги с акцизов, если до этого они уходили в региональный бюджет? Теоретически, мы можем выиграть в этой ситуации: лично каждый. Но потеряем в общем».
«Отмена транспортного налога повлечет повышение стоимости бензина, но при этом ценник повысится и на другие товары и услуги. Посчитайте, в какие суммы нам начнут обходиться и без того не самые дешевые страховки. Инициатива вроде бы и хорошая, но сэкономить здесь тем же пенсионерам не удастся, как обещали законодатели», - высказал свою точку зрения Роман, который уже много лет усердно трудиться за «баранкой» своего автомобиля. Действительно, на сегодняшний день отмена транспортного налога принесет колоссальные убытки как региональным властям, так и сами автовладельцам. Вполне вероятно, что, как минимум в этом году данный корректив в законодательство не будет внесен, хотя бы потому, что сейчас перед государством стоит другая, более важная задача – избежать прорех в бюджете в условиях экономического кризиса. Однако некоторые изменения всё-таки произойдут. Правительство снизит налоговую сумму для ТС более 12 тонн. Это объясняется тем, что владельцы большегрузов и без того делают взносы на ремонты дорог и несут дополнительные затраты после начала функционирования системы «Платон». Поэтому здесь некоторые послабления все же будут сделаны. Однако не стоит загодя разочаровываться и владельцам легковых автомобилей: вопрос отмены транспортного налога регулярно всплывает на заседаниях правительства. Для полного решения подобных проблем остался один шаг – выйти из экономического кризиса. Но это уже совсем другая история…